Президент Адамкус считает, что волнения спровоцированы внешними силами.
Фото Reuters
Власти Вильнюса готовятся к антиправительственному митингу, запланированному на 3 февраля, и опасаются новых беспорядков. Организаторы мероприятия обещают собрать до 20 тысяч человек. Литовская ассоциация мелкого и среднего бизнеса, выступившая организатором акции, требует, чтобы к митингующим вышли все первые лица государства – президент, премьер и спикер парламента. Однако пока это сделать пообещал только последний – при условии, что акция будет носить мирный характер...
Предыдущий митинг, прошедший 16 января, как известно, вылился в мощные столкновения. Тогда более 7 тысяч человек собрались у здания Сейма, чтобы выразить протест против антикризисных мер, предложенных правительством. После окончания официальной части сотни человек принялись забрасывать парламент яйцами и пустыми бутылками. Полиция пустила в ход слезоточивый газ и резиновые пули. Стражи порядка, по сообщениям агентств, задержала более 150 человек. 18 января 15 человек были приговорены к аресту на срок от 7 до 20 суток.
Акции протеста прошли в ряде других городов – Шауляе, Алитусе, Каунасе, Клайпеде.
Русская карта
Правительство во главе с премьер-министром Андрюсом Кубилюсом (представляющим правую объединенную консервативную партию «Союз Отечества – Христианские демократы»), не смогло конструктивно проработать и 100 дней. Массовые протесты, прокатившиеся по Литве, поставили под вопрос дальнейшую судьбу коалиции.
По мнению Кубилюса, январские беспорядки носили организованный характер и были заранее спланированы. В тон ему выступил и президент Валдас Адамкус, заявивший, что не обошлось без влияния из вне. Инициатор прямо назван не был, но очевидно, что литовский президент имел в виду Россию. Выиграв выборы в октябре на использовании антироссийских настроений, власти вновь рассчитывают применить этот козырь, а заодно нанести удар по оппозиции в лице левоцентристских партий, в первую очередь социал-демократов.
Есть мнение, что правые сами спровоцировали выступления против себя, чтобы получить полномочия на удар по оппозиции. В принципе нельзя исключать подобный сценарий, но нужно понимать, что такие меры могут дать лишь кратковременный эффект, и их результатом могут стать куда более серьезные потрясения.
Обострение политической ситуации в Литве неизбежно и в связи с предстоящими в мае президентскими выборами.
Все дело в экономике
Причины резкого обострения ситуации лежат, конечно, не в происках зарубежных «недоброжелателей». Новое правительство начало свою деятельность с запугивания людей, заявляя о грядущих экономических проблемах. Обещания невзгод стали сбываться уже в декабре. Начала расти безработица. Резко и значительно подорожали коммунальные услуги. Наряду с этим власти увеличили налог на добавленную стоимость, одновременно уменьшив базовый размер должностного оклада в бюджетной сфере и на государственной службе и отказавшись от индексации заработной платы и социальных выплат.
Определенную психологическую роль сыграло высокомерие властей: их неумение и нежелание доходчиво объяснять неизбежность и временный характер непопулярных мер. Наоборот, правительство словно старается провести все антикризисные меры как можно скорее. Речь, например, идет о реформе налогообложения. Она не просто привела к увеличению налоговых выплат. Из-за плохой подготовленности к этой реформе в хаотическом состоянии оказалась бухгалтерия предприятий, что повлекло задержку заработной платы.
Ситуация усугубляется и тем, что полицейские, на поддержку которых рассчитывают власти в столь сложное время, недовольны своим положением. Многие из них вместо «наведения порядка» готовы встать на сторону протестующих. Правительство недавно высказало намерение провести масштабные увольнения в среднем звене правоохранительных органов.
Власти оказались вынужденными пойти на уступки. Кубилюс заявил, что правительство не будет и даже не имело намерения увеличивать налог на транспортные средства. Однако решение этого вопроса отложено до лета, и тогда выступления могут возобновиться.
На начало января уровень безработицы в Литве составлял 5,7% трудоспособного населения. В наступившем году этот показатель может составить 8–10%. Если раньше проблемы избыточной рабочей силы решались за счет эмиграции в страны Евросоюза, то в условиях глобального кризиса число вакантных рабочих мест в странах ЕС значительно сократилось. Безработица в Литве – прежде всего проблема крупных городов (Паневежис, Алитус, Вильнюс). Именно крупные города – потенциальный источник напряженности.
Опросы фиксируют, что около трети литовцев боятся потерять работу – 31,7%, более 20% обеспокоены ростом цен, остальные волнуются за судьбу своих сбережений, боятся банкротства и того, что не смогут рассчитаться с кредитами.
Пока ведущие общественные организации и профсоюзы заявляют, что выступают против насильственных действий, но логика развития событий в любой момент может подтолкнуть их к иным решениям.