ХАМАС не сможет выжить без оружия.
Фото Reuters
Израильская армия прекратила боевые действия в секторе Газа в ночь на воскресенье. Подразделения ЦАХАЛ останутся на занятых позициях в палестинском анклаве, в связи с чем представители ХАМАС уже заявили, что не поддержат перемирие и будут вести огонь до тех пор, пока израильтяне не покинут сектор Газа. Вчера боевики ХАМАС вновь выпустили по территории Израиля несколько ракет. Прокомментировать ситуацию «НГ» попросила доктора Эли Кармона, ведущего научного сотрудника израильского Института по борьбе с терроризмом в Междисциплинарном центре в Герцлии.
– Господин Кармон, как вы оцениваете израильскую операцию в секторе Газа? Каковы, по вашему мнению, возможности ХАМАС?
– Эта операция должна была начаться уже давно. Сегодня в распоряжении ХАМАС имеется большое количество ракет, способных поражать, как мы видим, весьма удаленные от Газы населенные пункты. Террористы до сих пор не использовали всего своего потенциала. Не случайно в последние дни в число городов, где объявлен режим готовности к ракетным обстрелам, попали также Реховот и Ришон ле-Цион (города, находящиеся в непосредственной близости от Тель-Авива. – «НГ»). Если бы операция не началась, то через несколько месяцев ХАМАС обладал бы потенциалом, позволяющим ему атаковать и Тель-Авив. В распоряжении ХАМАС есть считанное число ракет, которые могут достигать центра страны.
Что же касается операции, то Израиль поставил перед собой задачу нанести существенный удар по способности ХАМАС атаковать наши южные границы. С моей точки зрения это важная, но совершенно недостаточная цель. Но эти дилеммы относятся к области решений правительства, а не армии.
– Какие же цели должен преследовать Израиль?
– Окончательной целью должно стать политическое уничтожение ХАМАС. Очевидно, что добиться этого результата лишь путем ограниченной военной операции невозможно. Единственный, с моей точки зрения, способ – это лишить ХАМАС средств к существованию, перекрыть пополнение его военных источников. А это потребовало бы установление Израилем контроля над «Филадельфийским коридором» – полоску границы, связывающую Газу с Египтом, через которую идет поставка оружия и боеприпасов террористам. Этот коридор, кстати, необходимо расширить. Необходимо, чтобы именно Израиль держал под контролем этот район. Надо помнить, что никто за Израиль не сделает работу по обеспечению его собственной безопасности.
Для иллюстрации напомню, что в ходе операции «Литой свинец» ВВС уничтожили в этом районе большое количество туннелей. Именно через туннели контрабандисты поставляют оружие и боеприпасы в Газу. Однако уничтожено далеко не все, чем располагает ХАМАС. «Филадельфийский коридор» – кислородная подушка ХАМАС. В отсутствие вооружения у этой организации нет права на существование.
Израиль не должен оккупировать заново сектор Газа. У нас нет никаких оснований брать на себя ответственность за благополучие миллионов жителей Газы. Но «Филадельфийский коридор» мы должны контролировать до тех пор, пока не появится реальная сила, готовая взять на себя ответственность за прекращение контрабанды.
– Вы не верите в возможность свержения администрации ХАМАС военным путем?
– Я считаю, что уничтожение ХАМАС возможно путем постепенного удушения его военного потенциала. Кстати, нужно помнить, что политическая ситуация в автономии крайне сложная. Глава палестинской национальной администрации Махмуд Аббас (Абу Мазен), по крайней мере формально, сложил с себя полномочия 9 января. Мы на данный момент не знаем, кто придет ему на смену. А может быть, он и продолжит пребывать на этом посту. От этого также будет зависеть многое в Газе.
– Вы часто проводите параллели между ХАМАС и «Хезболлах». Израиль несколько раз подвергался ракетным обстрелам из Ливана за время операции «Литой свинец». «Хезболлах» отвергает свою причастность к инцидентам. Как вы это комментируете?
– Я не думаю, что «Хезболлах» заинтересована в начале Третьей ливанской войны. Это связано и с предвыборной ситуацией в Иране, и с политической нестабильностью в Ливане, и, безусловно, с той критикой, которой «Хезболлах» подверглась после войны лета 2006 года. Поэтому неудивительно, что они отказались взять на себя ответственность за ракетные обстрелы севера Израиля и переложили ее на плечи палестинских группировок в Ливане. Вместе с тем я не могу исключать вероятность диверсии, которую «Хезболлах» попытается осуществить внутри Израиля или на Западном берегу.