Обама должен избежать соблазна с ходу отвергнуть политику уходящей администрации.
Фото Reuters
Передача власти от действующего президента США к избранному предоставляет возможность для изменений и переоценок, но в то же время чревата серьезным риском.
После того как 20 января 2009 года Барак Обама будет приведен к присяге, ему придется иметь дело с продолжающимися войнами в Ираке и Афганистане, углубляющимся финансовым кризисом, ядерными программами, активно разрабатывающимися в Иране и Северной Корее, со все более напряженными отношениями с Россией и еще более сложными отношениями с Китаем, не говоря уже об угрозе изменения климата, глобальной бедности и конфликтах в Африке.
Хотя серьезные испытания в сфере национальной безопасности при смене президентов – не новость, есть несколько причин, по которым данная конкретная передача власти несет в себе особый риск.
Во-первых, актуальность и масштабы угроз в современных условиях глобализации гораздо больше, чем когда-либо в прошлом: биологическая атака или крах на фондовом рынке в считанные минуты могут отозваться по всему земному шару. Во-вторых, ввиду усилившейся международной военной и экономической взаимозависимости в сочетании с крепнущими транснациональными связями новый президент, вселяясь в Белый дом, практически не в состоянии досконально знать, какие регионы могут приобрести стратегическое значение.
Нынешняя передача власти скорее всего будет самой сложной в истории.
Kоманде Обамы надо будет сосредоточиться на трех ключевых переходных вопросах: переоценке предвыборных обязательств, подборе людей и процедур, определению программы действий на первые 100 дней новой администрации.
Поспешно взятые на себя в ходе избирательной кампании обязательства часто становятся для президента головной болью после того, как он попадает в Белый дом. Избранным президентам порой приходится переоценивать свои предвыборные обещания после первого же брифинга по национальной безопасности.
К сожалению, нагрузки предвыборного процесса таковы, что кандидаты всегда совершают по крайней мере несколько риторических промахов. Хотя принятие определенных обязательств в ходе кампании необходимо для обеспечения поддержки в борьбе за Белый дом, после избрания понадобится не только поддержка базового электората внутри страны, но и сотрудничество со стороны зарубежных партнеров.
Вторая важнейшая проблема связана с подбором подходящих кадров и определением наилучших схем принятия решений и управления. Потенциальные назначенцы обычно относятся к одной из четырех категорий: члены прежней администрации, лоялисты или советники предвыборной кампании, крепкие профессионалы и «звезды». У каждой есть свои достоинства и недостатки.
Должностные лица прежней администрации, сохраняющие свои посты, обеспечивают новой команде преемственность и «ведомственную память», но степень их лояльности неясна. Лоялисты верны новому руководству, но грешат «групповым мышлением», когда дело доходит до принятия решений. Крепкие профессионалы автоматически обеспечивают доверие к администрации в своих областях, но могут оказаться несовместимыми с личным стилем руководства нового президента. «Звезды» – известные личности, зачастую члены Конгресса США – также вызывают доверие, но не всегда обладают достаточным опытом в области национальной безопасности.
Как только отгремят торжества по случаю вступления в должность, новый президент столкнется с тревожным парадоксом: он вышел на пик своей популярности в тот самый момент, когда его административный потенциал наиболее слаб. Ему придется балансировать, сочетая смелость и осторожность, решая, за что стоит бороться.
Неудачи на раннем этапе – такие, как печально известная инициатива президента Билла Клинтона о службе гомосексуалистов в армии, которая резко обострила его отношения с Министерством обороны, – могут помешать новому руководителю набрать темп, необходимый для решения важнейших политических задач.
Новый президент должен также избежать соблазна с ходу отвергнуть политику уходящей администрации.
Когда начнется переходный период, то есть в дни между выборами и инаугурацией, избранный президент должен будет первым делом принять кадровые решения, не упуская из виду общий состав своей команды. Затем ему предстоит выработать схемы принятия решений с учетом состава и личности членов новой администрации. Личности и неформальные отношения повлияют на то, какие процессы и схемы в конечном счете будут приняты. Команда должна оградить себя от группового мышления (а для этого не следует включать в нее слишком много лоялистов, жертвуя старыми кадрами, крепкими профессионалами и «звездами»). В то же время надо помнить, что чересчур пестрый состав команды может парализовать принятие решений и помешать налаживанию прочных рабочих отношений.
Вступив в должность и твердо взяв ситуацию под контроль, президент должен стараться быстро и эффективно решить старые споры, с тем чтобы череда малых успехов продемонстрировала прогресс с самого начала. Наиболее трудные и сложные вопросы следует отложить до тех пор, пока новый президент не приспособится к непредвиденным управленческим реалиям.
Хотя в течение первых 100 дней президентская власть часто бывает наиболее слаба, все же есть возможность добиться существенного прогресса, если удачно воспользоваться обстановкой так называемого «медового месяца». Уже в начале деятельности администрации можно предпринять первые шаги к преодолению поляризации в системе национальной безопасности.
Избранный президент должен въехать в Белый дом с уже сформированной дееспособной командой и сразу быть готовым справляться с непредвиденными кризисами.
В нынешнем сложном мире, с его бесчисленными угрозами, быстрыми информационными потоками и постоянно разрастающейся государственной бюрократией, за сменой американских президентов следят с надеждой и трепетом. Этот трепет отражает не просто озабоченность возможными переменами в политике: он отражает также тревогу о том, как бы не повторились просчеты и неразбериха, которые запутывали процесс передачи президентской власти в прошлом.
И все же, несмотря на многочисленные проблемы и случавшиеся на протяжении столетий грубые ошибки, смена президентов в Соединенных Штатах всегда осталась примечательно упорядоченной и мирной. И хотя в прошлом избранные президенты регулярно сталкивались с большими трудностями и многие из них допускали ошибки, американская республика неизменно оставалась нерушимой.