0
1690
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

В ожидании лучших времен

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Притчин - научный сотрудник кафедры социологии и политологии МГУ, эксперт по СНГ.

Тэги: россия, газ, туркменистан


россия, газ, туркменистан На каспийскую нефть сегодня большой спрос.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Уходящий год стал довольно результативным для внешней политики Туркменистана. Страна как ведущий экспортер газа в регионе ведет активный диалог со всеми перспективными потребителями. Один из наиболее важных партнеров – Китай начал строительство газопровода из республики. На фоне этой активной работы особенно заметно торможение российских проектов – строительства Прикаспийского газопровода и расширения мощностей газопровода Средняя Азия–Центр (САЦ).

В октябре британская аудиторская компания Gaffney, Cline & Associate объявила итоги независимого исследования, которое подтвердило самые оптимистичные ожидания туркменских властей и импортеров газа из республики. Согласно данным исследования, ресурсы месторождения Южный Иолотань–Осман на юго-востоке страны составляют от 4 до 14 трлн. кубометров газа (что ставит месторождение на 4–5-е место в мире по объему), а объемы газа в месторождении Яшлар составляют от 0,25 до 1,5 трлн. кубометров газа.

Благодаря таким новостям резко увеличились инвестиции в развитие нефтегазового комплекса Туркмении. Согласно официальным данным, в 2008 году они достигли 2,4 млрд. долл., что в три раза больше, чем в 2007 году. Правда, рост вложений в нефтегазовый сектор пока серьезно не изменил объемы добычи сырья. За первые девять месяцев добыча нефти составила около 8 млн. тонн, в то время как за весь 2007 год было добыто 9,75 млн. тонн. За январь–сентябрь 2008 года было извлечено 52 млрд. кубометров газа, на экспорт отправлено около 70% – 35 млрд. кубометров, а за предыдущий год было добыто 72,3 млрд.

В ходе одной из международных конференций в Ашхабаде руководство республики представило Стратегию развития нефтегазовой отрасли страны до 2030 года. Согласно документу, к 2030 году добыча нефти в республике вырастет в 11 раз, до 110 млн. тонн, добыча газа увеличится в четыре раза, до 250 млрд. кубометров. За время действия стратегии планируется привлечь в топливно-энергетический комплекс Туркменистана свыше 60 млрд. долл.

Подтверждение больших запасов газа в Туркменистане, августовские события в Грузии, а также лояльность нового руководства республики к новым экспортным проектам стали залогом активной внешней политики официального Ашхабада в 2008 году.

Самым заметным партнером страны стал, несомненно, Китай. Еще до обнародования данных аудита Пекин начал реализацию первого маршрута, альтернативного российскому, – газопровода Туркменистан–Китай. Труба должна соединить Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и западные регионы КНР с его промышленно развитыми восточными областями. В феврале 2008 года в Ашхабаде был проведен тендер на строительство туркменской части трубопровода. Участок Малай–Багтыярлык протяженностью 188 км будет строить российская компания «Стройтрансгаз». Кроме того, контракт предусматривает сооружение установки по очистке и осушке газа и газоизмерительной станции с полной готовностью к эксплуатации.

Идет работа и в других республиках – участницах проекта. Казахстанская компания «КазТрансГаз» и китайская Trans-Asia Gas Pipeline создали СП «Азиатский газопровод» для строительства казахстанской части газопровода. На первом этапе, в период 2008–2009 годов, будет построен участок от границы Казахстана с Узбекистаном через казахстанский Чимкент до границы с КНР. Мощность ветки составит до 40 млрд. кубометров газа при протяженности 1,3 тыс. км. В дальнейшем планируется проложить ветку Бейнау–Кзыл-Орда–Чимкент, протяженностью почти 1,5 тыс. км и пропускной способностью 10 млрд. кубометров. Астана так планирует решить проблему снабжения сырьем газодефицитных южных регионов Казахстана и начать экспорт газа со своих западных месторождений в Китай.

В Китае в конце февраля началось строительство транскитайского газопровода, который соединит Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) на западе КНР, Шанхай на востоке и Гуагджоу на юге. Общая протяженность газопровода составит 9102 км, а стоимость – около 20 млрд. долл.

Помимо восточного пути у Туркмении есть и западный. Евросоюз в уходящем году проявил серьезный интерес к запасам Туркменистана. В апреле в республике побывала еврокомиссар по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. Несколько раз в Ашхабад приезжал еврокомиссар по энергическим вопросам Андрис Пиебалгс. А в ноябре уже президент Гурбангулы Бердымухамедов посетил Германию и Австрию. Все дело в том, что Брюссель крайне заинтересован в присоединении республики к главному энергетическому европейскому проекту Nabucco.

Активность ЕС увенчалась определенным успехом: Туркменистан уже выразил готовность ежегодно поставлять 10 млрд. кубометров газа в год в Европу. В дальнейшем Брюссель планирует за счет поставок из Каспийского региона обеспечивать от 10% до четверти своих потребностей в газе.

Осенью 2008 года появился новый консорциум Caspian Development Corporation, который должен взять на себя обязательства по приобретению природного газа в Прикаспии, чтобы стимулировать реализацию новых проектов по его добыче. Планируется, что этот консорциум будет инвестировать в развитие всех связанных с этим инфраструктур, включая Транскаспийский газопровод. Задача данного проекта – обеспечение поставок в Европейский союз 60–120 млрд. кубометров газа в год, что составляет 12–25% от общего нынешнего потребления в ЕС, для снижения зависимости от России. Информация об инвесторах, принципах работы новой структуры пока не распространяется, зато намечен будущий экспортный маршрут, который должен связать Туркменистан и Казахстан через Каспийское море с Азербайджаном, далее через Грузию и Турцию с ЕС.

Что касается добычи и транспортировки нефти из туркменского сектора Каспийского моря, то здесь главная проблема заключается в конфликте Баку и Ашхабада о принадлежности спорного месторождения «Кяпаз» («Сердар» в туркменском варианте), зато в техническом плане нет таких сложностей, как, например, со строительством Транскаспийского газопровода. По мнению Ильхама Шабанова, директора Центра нефтяных исследований, «наиболее экономически эффективным для двух стран является совместное освоение спорных и прилегающих к границе морских месторождений, с подключением к уже существующей инфраструктуре азербайджанских месторождений». Известно, что британская компания BP является главным инвестором в нефтегазовый сектор соседнего Азербайджана и оператором прилегающих к туркменскому сектору месторождений Азери–Чираг–Гюнешли. Можно предположить, что именно эта компания имеет все шансы в будущем стать главным участником освоения и туркменского шельфа Каспия.

В то же время очевиден прогресс в азербайджано-туркменских отношениях, которые с момента обретения независимости были осложнены территориальными спорами. Долгое время между странами даже не было дипломатических отношений. И только приход к власти Гурбангулы Бердымухамедова разморозил отношения между соседями. Как считает Ровшан Ибрагимов, директор Центра энергетических исследований, «важные подготовительные этапы восстановления азербайджано-туркменских отношений уже пройдены: решен вопрос долга Баку за туркменский газ, вновь заработали посольства двух стран, а также начались регулярные встречи на высшем уровне».

В конце ноября состоялась уникальная по формату встреча президентов Азербайджана, Туркмении и Турции в городе Туркменбаши. В рамках саммита Азербайджан и Туркменистан подписали четыре межгосударственных соглашения, в том числе об открытии железнодорожно-паромного сообщения между портами Баку и Туркменбаши, также о прямом авиационном сообщении между странами. Теперь основные ожидания наблюдателей связаны с разрешением спора о разделе Каспийского моря.

На фоне активизации конкурентов возникает ощущение, что Россия «ушла в тень». Нет никаких новостей о начале строительства Прикаспийского газопровода, хотя, согласно официальным данным, проект должен стартовать именно в конце 2008-го – начале 2009 года. Но Россия остается основным покупателем туркменского сырья, а Прикаспийский газопровод по сравнению со своими конкурентами Nabucco или Трансафганским проектом уже принципиально одобрен всеми участниками и находится в стадии технического обсуждения. Кроме того, конкурентным преимуществом России перед Китаем и ЕС в среднесрочной перспективе остается ценовая политика «Газпрома», который готов платить рыночную цену за туркменское сырье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
1380
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
1748
"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

Екатерина Трифонова

Правовые позиции Конституционного суда РФ или игнорируются, или переиначиваются

0
1644
Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
1506

Другие новости