Президент Дмитрий Медведев умеет заинтересовать мир своими внешнеполитическими предложениями.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
За последнюю неделю произошло сразу несколько важных событий, благодаря которым Россия и ее внешняя политика оказались в центре международных дискуссий. И хотя далеко не все акценты, расставленные в ходе этих обсуждений, приятны для Москвы, рост интереса к взаимодействию с ней по широкому кругу вопросов очевиден.
Можно констатировать, что через четыре месяца после военной операции на Кавказе, вызвавшей недовольство на Западе, прежде всего в Вашингтоне, Москва окончательно вышла из дипломатической изоляции.
Так, состоялся новый раунд переговоров по будущему соглашению о партнерстве и сотрудничестве РФ–ЕС (встреча признана сторонами конструктивной). Решено разблокировать работу Совета Россия–НАТО. Впервые широко и подробно – в рамках ОБСЕ – обсуждена инициатива президента Дмитрия Медведева по разработке нового договора о европейской безопасности. (И хотя Вашингтон назвал предложения Медведева излишними, США готовы продолжать консультации по этому поводу на экспертном уровне). Всем этим событиям, имевшим место в начале декабря, предшествовали успешный саммит Россия–ЕС и возобновление официальных контактов между Москвой и Вашингтоном.
Западные лидеры, как и прежде, подчеркивают свое негативное отношение к решению России признать независимость Абхазии и Южной Осетии и продолжают критиковать Москву за «чрезмерное» использование силы против Грузии. Нет единства мнений по поводу того, выполнила ли Россия свои обязательства по Плану Медведева–Саркози (позиция Вашингтона в данном вопросе жестче, чем у европейцев). Вместе с тем у мирового сообщества постепенно развивается привыкание к новым кавказским реалиям. Проблема хоть и не утратила остроты в диалоге России и Запада, тональность сторон становится все более взвешенной. А это открывает возможность для поиска развязок.
Без иллюзий и поспешных выводов
Через несколько часов после переговоров РФ–ЕС министры иностранных дел НАТО приняли решение возобновить взаимодействие с Москвой.
Североатлантический альянс стал последним из важных партнеров России, пошедших на сближение с ней после паузы, вызванной событиями на Кавказе. С тех пор, как вспыхнул конфликт вокруг Южной Осетии, в Брюсселе не созывались заседания Совета Россия–НАТО на высоком уровне, работа по многим направлениям оказалась замороженной. Теперь же союзники выразили желание провести неформальные дискуссии в рамках СРН. Это станет первым шагом на пути восстановления отношений. Альянс хотел бы, чтобы этот процесс был поэтапным.
Одновременно главы МИД НАТО отказали Украине и Грузии в подключении к Плану действий по членству в альянсе. Такое решение могло бы дополнительно способствовать снижению напряженности по линии Россия–НАТО.
Между тем такой шаг был поспешно подан некоторыми российскими кругами как прекращение сближения Киева и Тбилиси с альянсом. (Как выразился постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, «поматросили и бросили»). В действительности стратегическая линия организации не меняется: двери для Украины и Грузии остаются открытыми. Союзники решили лишь «переформатировать» процесс интеграции, поскольку навязывавшиеся американцами схемы (срочное предоставление обеим странам ПДЧ, а на последнем этапе дискуссий – прием в НАТО без ПДЧ) не позволяли выработать консенсус.
События в Брюсселе скорее свидетельствуют об уменьшении влияния администрации Джорджа Буша, чем о победе российских аргументов. Натовцы остаются едины во мнении, что Москва не может налагать вето на вступление в альянс тех или иных стран.
Союзники подтвердили «все элементы решений относительно Украины и Грузии», принятых в Бухаресте, и пришли к выводу, что обе страны добились прогресса, хотя им «еще предстоит проделать значительную работу». Вследствие этого будут повышены возможности по оказанию содействия этим странам, используя структуру Комиссии НАТО–Украина и Комиссии НАТО–Грузия. Собственно, в рамках этих комиссий будут решаться те же вопросы, что и в рамках пока не предоставленного ПДЧ. Кроме того, министры договорились о том, что информационные бюро и бюро по связи в этих странах будут усилены. Также будут разрабатываться ежегодные национальные программы с последующим анализом со стороны союзников.
Официальная реакция России на решение НАТО о постепенном размораживании связей такова: «Альянс возвращается на позиции реализма». То, что не было принято решения о подключении Грузии и Украины к Плану действий, по оценке МИД РФ, «отражает осознание рисков, связанных с ускоренным втягиванием в альянс этих стран». Как отмечается, дальнейшее развитие диалога будет зависеть от стремления всех членов Совета Россия–НАТО совместно искать точки соприкосновения. Вместе с тем Москва вновь подвергла критике позицию альянса по событиям на Кавказе. (Внешняя политика России также не осталась без критических замечаний со стороны альянса.)
Россия и НАТО не меняют своих позиций по событиям на Кавказе. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Обама не станет спешить?
Как представляется, снятие на некоторое время с повестки дня (по крайней мере до апрельского саммита в Страсбурге) вопроса о членстве Киева и Тбилиси в НАТО позволяет будущей администрации США заняться данным вопросом в более спокойной атмосфере.
Команда Буша, форсировавшая сближение с нестабильными соседями России (игнорируя не только интересы Москвы в сфере безопасности, но и новые реалии на Кавказе и политическую обстановку в Украине), по сути, завела союзников в тупик. Не исключено, что администрация Обамы предпочтет сбалансированный подход и окажется более восприимчивой к мнению ключевых европейских стран, не желающих как неподготовленного расширения НАТО и ее превращения в политический клуб, так и осложнения отношений с Москвой.
Высказывания Обамы позволяют сделать вывод, что он намерен сконцентрироваться прежде всего на Ираке и Афганистане. В последнем случае военная операция проводится под командованием НАТО. И именно серьезность ситуации в Афганистане используется влиятельными европейцами в качестве аргумента против расширения альянса за счет стран, не способных укрепить военный потенциал организации.
Джордж Буш потерпел поражение, лоббируя срочный прием Украины и Грузии в Североатлантический альянс. Фото Reuters |
Вернуть соседей к диалогу
Итак, самая тяжелая фаза кризиса отношений России и НАТО преодолена. Стороны демонстрируют готовность к постепенному возобновлению отношений при сохранении позиций по известным проблемам. Возможно, на данном этапе действительно лучше вести неформальные дискуссии, чем проводить официальные встречи с заранее подготовленными заявлениями и решениями. Ведь неформальный диалог способствует улучшению взаимопонимания. Если, конечно, у его участников есть желание быть правильно понятыми.
В этом контексте одна из задач Москвы – быть правильно понятой в том, что касается обеспечения ее интересов в ближнем зарубежье. Манера общения России с соседями, нередко походящая на запугивание, до сих пор с легкостью позволяла оппонентам Москвы лепить «образ врага». Именно «российской угрозой» оперируют Вашингтон и некоторые страны Восточной Европы, лоббируя расширение НАТО за счет той же Грузии и Украины. Мощный ответ на тбилисскую авантюру в Южной Осетии, дополнявшийся предельно жесткой риторикой в адрес целого ряда стран (Украина, страны Балтии, Польша и т.д.), дал дополнительные козыри тем, кто требует защитить российских соседей от «агрессивной» политики Москвы.
Серьезные разногласия России с Украиной и Грузией необязательно должны были перерасти в перманентный кризис (непримиримые противоречия имеются у Москвы с целым рядом стран, в том числе считающихся ее привилегированными партнерами, однако это не мешает конструктивному диалогу и взаимодействию с ними). Но, поскольку это уже произошло, одной из главных целей должен стать поиск выхода из этого состояния. В конце концов СНГ остается главным внешнеполитическим приоритетом России. А реализовать этот приоритет без стабилизации отношений с соседями не представляется возможным.
Искать точки соприкосновения, по крайней мере, с действующим режимом в Тбилиси по понятным причинам уже не получится. И все же хотелось бы узнать, имеется ли в запасе у Дмитрия Медведева еще одна инициатива – которая касалась бы ближайших соседей. Инициатива, которая позволила бы разрядить атмосферу и восстановить доверие.