Нехватка продовольствия тормозит развитие.
Фото Reuters
В Риме завершила работу 35-я спецсессия Конференции продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко, курирующий вопросы участия России в международных организациях, комментирует в интервью «НГ» ситуацию в сфере продовольственной безопасности и влияние на нее финансового кризиса.
– Александр Владимирович, как мировой финансовый кризис, а до него скачок цен на энергоносители повлияли на продовольственную безопасность?
– Любой кризис по совокупности факторов влияет на общество и экономическое развитие негативно, хотя и дает определенные стимулы для дальнейшего развития. Кроме того, отдельные компании и лица не упускают случая, чтобы обогатиться за счет потерь других. Энергетический и финансовый кризисы – не исключение. Но если последствия воздействия первого на продовольственную безопасность мы уже можем оценить, то какие потери нас ожидают в результате финансового кризиса, предстоит еще анализировать.
Рост цен на энергоресурсы, как вы понимаете, повлек за собой удорожание транспортных расходов, эксплуатацию механизированных сельскохозяйственных средств, их закупку. Поднялись цены на удобрения, сами продукты питания. Это, естественно, серьезно сократило объемы продовольственной помощи развивающимся странам, затормозило выполнение социальных и сельскохозяйственных программ, снизило покупательную способность аграриев и объемы производства и доставки пищи, удобрений, средств борьбы с вредителями и т.д. Были практически исчерпаны все созданные на случай экстремальных ситуаций запасы продовольствия, что заставило многие страны, в частности Евросоюз, «расконсервировать» выведенные из оборота пахотные земли.
Комплексный характер проблем, вызвавших продовольственный кризис, и снижение уровня продовольственной безопасности диктуют необходимость комплексного подхода к разработке мер по их преодолению. В первую очередь следует ликвидировать опасные «очаги» голода. Существенную помощь мог бы оказать справедливый режим мировой торговли продовольственными товарами, создание которого застопорилось в Дохийском переговорном процессе. Мы полагаем, что для обсуждения вопросов торговли продуктами питания можно было бы использовать площадку ФАО.
Недавно учрежденная генсекретарем ООН структура – Целевая группа высокого уровня по глобальному продовольственному кризису, объединившая руководителей профильных институтов ООН, МВФ и ВТО, разработала Всеобъемлющую рамочную программу действий – своего рода идеологию дальнейших шагов в сфере продовольственной безопасности.
– Одной из одобренных ООН в 2001 году Глобальных целей развития является задача снижения количества голодающих на Земле к 2015 году на 50%. На ваш взгляд, это реально?
– Ситуация складывается так, что темпы прироста производства продовольствия ниже, чем темпы увеличения спроса населения. Понятно, что полностью искоренить голод при таком положении дел невозможно. Разумеется, необходимо более пристальное внимание к проблемам сельского хозяйства, инновационные подходы по его интенсификации. Но проблемы глубже и уходят своими корнями не только в сферу аграрного сектора.
По оценкам ФАО, сегодня насчитывается около 923 миллионов голодающих. Примерно такое же их количество насчитывалось на момент принятия ООН Глобальных целей. С тех пор потребление продовольствия в таких быстро развивающихся странах, как Китай и Индия, существенно выросло и продолжает нарастающими темпами увеличиваться. И хотя темпы роста мирового населения сокращаются, спрос на продовольствие растет довольно быстро. С недавнего времени число голодающих вновь стало увеличиваться. И это несмотря на все усилия мирового сообщества.
Тем не менее абсолютная цель, поставленная в ООН, достижима. Если, по оценкам ученых, планета может прокормить в несколько раз большее население, чем насчитывается сегодня, значит, дело не в природе, а в социально-экономических отношениях между людьми. Следовательно, решить эту задачу можно.
– Какие причины в принципе привели к продовольственному кризису?
– Кризис выявил застарелую болезнь – многолетнее недостаточное внимание к вопросам сельского хозяйства и продовольствия. Отсюда – недофинансирование этой важной отрасли, в частности, в плане модернизации инфраструктуры и развития аграрной науки. Непосредственных причин кризиса обычно выделяют три. Первая – рост продовольственного спроса и изменение структуры питания в таких развивающихся странах, как Индия и Китай.
Вторая – климатические изменения, нарастание частоты засух, наводнений, цунами. Третья причина – политика форсированного производства биотоплива из основных продовольственных культур.
Особое место занимает демографическая проблема. Это важно с учетом ограниченности энергетических, минеральных и природных запасов планеты.
Как утверждают многие специалисты, искажение реального баланса между спросом и предложением на сельскохозяйственном рынке в результате безудержной либерализации товарно-денежных отношений привело к диспропорции в производстве продуктов массового потребления и сокращению посевных площадей. Недостаток инвестиций в сельскохозяйственную сферу сказался на несовершенстве продовольственно-сырьевой инфраструктуры. В результате – колоссальные потери в хранении, транспортировке и переработке продовольствия.
Кроме того, снизились темпы механизации и внедрения передовых технологий, сократились объемы научных исследований и подготовки профессиональных кадров. Спекулятивные операции на рынке продовольствия, подавление мелких фермерских хозяйств крупными монополиями и несбалансированность экспортно-импортных ограничений также сыграли свою роль.
Ко всему этому следует добавить возросшую социально-экономическую нестабильность в ряде развивающихся стран. Положение усугубляется и в связи с финансовым кризисом.
– Что предпринимают ООН, промышленно развитые страны, в частности государства «восьмерки», в целях ликвидации голода?
– В последнее время сельскохозяйственная тематика приобрела приоритетное звучание на крупных международных форумах и саммитах. Это неудивительно, ведь голод является естественным импульсом к дестабилизации социально-экономической ситуации в любой стране, где он возникает. А взаимозависимость государств настолько возросла, что возмущения, возникшие в одной стране, как волны, часто распространяются по всему миру.
Первыми организациями, высветившими наступление кризиса, были продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП). Последняя сразу отреагировала на повышение цен на продовольствие и его доставку, призвав своих доноров увеличить бюджет Программы почти вдвое, то есть до 11, 4 миллиарда долларов. Это должно обеспечить выполнение проектов в странах, находящихся в тяжелой продовольственной ситуации.
Последовавший за этим призыв гендиректора ФАО Жака Диуфа к главам государств и правительств об оказании помощи голодающим и конференция высокого уровня по вопросам продовольственной безопасности, прошедшая 3–5 июня в Риме, дали импульс для развернутых дискуссий и целенаправленной деятельности по этой проблеме.
Решения саммита «восьмерки» в Японии и 63-й сессии Генассамблеи ООН подкрепили разработку Целевой группой высокого уровня по глобальному продовольственному кризису под руководством генсека ООН Пан Ги Муна Всеобъемлющей рамочной программы действий по реагированию на кризис.
Участники «восьмерки» выдвинули целый ряд инициатив. Так, президент Франции Николя Саркози предложил учредить глобальное партнерство в области сельского хозяйства и продовольствия, создав для этого соответствующую координирующую структуру. Италия выступила с призывом организовать систему хранения «чрезвычайных запасов» продовольствия на случаи непредвиденных ситуаций. Россия инициировала проведение Всемирного зернового саммита в 2009 году и регулярных встреч министров сельского хозяйства «восьмерки». Государства Евросоюза приступили к эксперименту по внедрению принципов и программ сельскохозяйственного развития своих стран в регионе Северной Африки.
– Каков вклад России в решение проблемы искоренения голода?
– В последние годы Россия становится все более значимым донором на международной арене. Мы списываем долги развивающимся странам. Мы поддержали резолюцию 63-й сессии Генассамблеи ООН по глобальному продовольственному кризису и необходимости обеспечения продовольственной безопасности. Россия выступила против производства биотоплива из зерновых продовольственных культур.
Россия недавно стала членом ФАО. Активно сотрудничает с 2005 года с ВПП, оказывая продовольственную помощь нуждающимся государствам – Армении, Афганистану, Зимбабве, Кении, Кубе, Таджикистану, Эфиопии. Наш ежегодный добровольный взнос в бюджет Программы начиная с 2009 года, возрастет с 11 до 15 миллионов долларов. И мы полагаем, что это еще далеко не предел наших возможностей.
Кроме того, Россия часто в дополнение к регулярным взносам выделяет срочную гуманитарную помощь государствам, население которых пострадало от стихийных и социальных бедствий или произошедших техногенных катастроф. В частности, такая помощь в 2007 году была оказана КНДР на сумму в 3 миллиона долларов, Сомали – 1 миллион долларов, в 2008 году – Бангладеш – 1,5 миллиона долларов, Гвинее – 1 миллион долларов.
Российское правительство выделило 2,1 миллиона долларов на оказание экспертной и технической поддержки при осуществлении оценочных миссий в регионах бедствий. Кроме того, мы предоставляем транспортные услуги при реализации операций по доставке продовольствия в удаленные и труднодоступные районы.