Специалисты все чаще признают, что одержать победу в Афганистане невозможно.
Фото Reuters
В конце этой недели в Париже состоится международная конференция по обеспечению безопасности в Афганистане. Главная тема – отношения Кабула с соседними странами. В столице Франции ожидают высоких гостей из Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Пакистана и Ирана. А также представителей мировых держав, среди которых Россия.
Мероприятие, по-видимому, призвано распределить роли всех заинтересованных сторон в урегулировании афганского кризиса. Но это в лучшем случае. Вероятнее всего, встреча окажется лишь площадкой для обмена мнениями. А мнения эти, как показала практика, далеко не всегда совпадают. Сильно разнятся и оценки реального положения дел в Афганистане.
Большинство представителей военного командования на месте говорят о том, что положение катастрофическое. Генералы давно настаивают на увеличении числа военнослужащих, а в неофициальных беседах признаются, что одержать победу в этой войне невозможно. В свою очередь, недавно побывавшая в стране инспекция от Совета Безопасности ООН пришла к выводу, что «кризиса безопасности» в Афганистане нет.
«Несомненно, ситуация с безопасностью там непростая, но это не кризис», – заверил глава делегации, итальянский посол Джилио Терци. По его мнению, есть даже причины для «осторожного оптимизма». Правда, причины эти названы не были. Впрочем, основной задачей миссии, в состав которой вошли представители всех 15 стран Совбеза, было распределение 20 млрд. долл., обещанных Кабулу на восстановление инфраструктуры по итогам донорской конференции, состоявшейся ранее в этом году также в Париже.
Другие 20 млрд. долл., уже сугубо на нужды обеспечения безопасности, намерен в течение следующих пяти лет потратить Пентагон. Как заявил избранный президент США Барак Обама в недавнем разговоре с афганским лидером Хамидом Карзаем, урегулирование ситуации в Афганистане – «один из главных приоритетов» внешней политики будущей администрации Белого дома.
Судя по всему, американские власти действительно намерены сосредоточиться на Афганистане начиная со следующего года. Независимо от того, какую поддержку им удастся получить от своих европейских союзников по НАТО. «Администрация Обамы скорее всего осуществит коренные перемены в распределении военного присутствия на Большом Ближнем Востоке, – считает вице-президент по вопросам политики Американского совета по внешней политике Илан Берман. – Ирак постепенно уходит из повестки дня, а центральное место займет Афганистан».
Ему вторит другой крупный американский эксперт Стивен Бидл. По его словам, «высока вероятность того, что новые власти перенаправят часть войск и техники с иракского на афганский фронт уже в начале 2009 года». «Пока рано говорить о численности солдат, но, возможно, перебросят до 20 тысяч в течение ближайших двух лет, – полагает он. – После чего следует ожидать дальнейшего усиления контингента».
Что касается европейцев, собеседники «НГ» сходятся во мнении, что Вашингтон обратится к ним за помощью – в надежде, что натовские союзники снимут ограничения на численность своих войск в Афганистане. «Но надеяться на то, что они предоставят столько сил, сколько действительно нужно США, не стоит, – говорит Бидл. – Скорее они сосредоточатся на усилиях иного рода – помощь в развитии инфраструктуры, военном инструктаже и так далее».
В этих обстоятельствах Обаме остается рассчитывать лишь на успех идеи повторения «иракского сценария». Она активно лоббируется главой Центрального командования американских вооруженных сил генералом Дэвидом Петреусом (ранее руководящим иракским контингентом США), и главой Пентагона Робертом Гейтсом (аналитики считают, что именно эта позиция позволила ему сохранить пост при Обаме).
Суть идеи применительно к Ираку сводилась к быстрому увеличению численности войск (примерно на 30 тыс. солдат) с одновременной мобилизацией (за деньги и иные стимулы) суннитских племен против «Аль-Каиды». Теперь аналогичный сценарий США задумывают применить и на афганском направлении. Как недавно писала издающаяся в Лондоне общеарабская газета «Аль-Хаят», роль иракских суннитов должны исполнить кабилы и другие племена, проживающие в приграничных районах между Афганистаном и Пакистаном. Как раз там, где находят убежище талибы и их алькаидовские союзники.
Политическое будущее Карзая – под большим вопросом. Фото Reuters |
Однако, по мнению издания, воспроизведение иракского опыта столкнется с серьезными препятствиями. Хотя бы потому, что, судя по имеющейся информации, эта операция задумывается прежде всего как силовая, основа которой сводится к созданию лояльных вооруженных формирований. При этом социально-политической работе с соответствующим населением отводится второстепенная роль. А это сопряжено с серьезными рисками, учитывая напряженные отношения племен с пакистанскими властями. А также отношения политического истеблишмента в Исламабаде с самим движением «Талибан».
Впрочем, выводы автора «Аль-Хаят» относительно политической работы в Афганистане и на пакистанской границе несколько преждевременны. Во-первых, Обама и западные союзники США подумывают обратиться за содействием ко всем соседям Афганистана, а это уже политический ход. Упомянутая парижская конференция данные намерения, похоже, подтверждает. Во-вторых, американцы постепенно дозревают до переговоров с умеренными представителями движения «Талибан».
Однажды, отвечая на вопрос, каким он видит будущее правительство Афганистана, командующий американского контингента в Афганистане генерал Дэвид Маккиерман ответил: «Мне все равно, главное – чтобы «Аль-Каида» не входила в его состав». Гейтс, в свою очередь, выступая в октябре на телеканале «Аль-Джазира», отметил, что США готовы к примирению с «Талибаном», если это поможет установлению мира. Таким образом, не исключено, что в новом парламенте Афганистана, избрание которого намечено на будущий год, появится фракция талибов. Как в Ираке, где есть парламентарии, представляющие радикального антиамериканского шиитского лидера Муктады ас-Садра.
Спешит наладить отношения с «Талибаном» и сам Карзай. При этом для увеличения собственной популярности он – по аналогии с премьер-министром Ирака – стал выступать за разработку четкого графика вывода американских войск, а также критиковать военные действия США, в результате которых гибнут мирные жители. По его словам, Кабул «предпримет все возможное, чтобы создать условия для мира и возвращения в страну тех талибов, которые желают мира».
«Это, конечно, не относится к боевикам «Аль-Каиды» и другим террористам», – добавил он, выступая на пресс-конференции в конце ноября, призывая международное сообщество к поддержке такой позиции. А американцев предупредил: «Если не будет конечной даты (вывода войск. – «НГ»), то мы резервируем за собой право найти иное решение проблемы обеспечения мира и безопасности».
Между тем политическое будущее Карзая находится под большим вопросом по целому ряду причин. Прежде всего из-за коррупции и близости к США он не пользуется популярностью в Афганистане. Недовольны им и в Вашингтоне. Не факт, что ему удастся сохранить пост даже до запланированных на 2010 год парламентских выборов. Тем более, по некоторым данным, на это место метит представитель Соединенных Штатов в ООН, бывший посол в Ираке афганского происхождения Залмай Халилзад.
Таким образом, получается что «иракский сценарий» для Афганистана, будут разыгрывать фактически те же действующие лица. Остается посмотреть, какими будут результаты.