В статистике трудовой миграции Узбекистан оттеснил некогда лидировавший по числу гастарбайтеров Таджикистан и занял второе место после Украины. До поры до времени власти этой страны старались не афишировать проблему. Лишь когда количество выехавших перевалило за миллион, в стране признали ее наличие. Но не в полном масштабе. Согласно официальным данным, речь идет о 300–400 тыс., а по данным независимых экспертов, число покинувших республику может достигать 2–4 млн. человек (общая численность населения – 26,5 млн. человек). Только в соседнем Казахстане обосновались около 1 млн. выходцев из Узбекистана.
«30% населения Узбекистана готово отправиться на заработки – это очень высокий уровень миграционной активности», – утверждают авторы книги «Трудовая миграция в Республике Узбекистан: социальные, правовые и гендерные аспекты», изданной под эгидой Программы развития ООН в Узбекистане и гендерной программы посольства Швейцарии в Ташкенте. В исследовании отмечается, что большинство гастарбайтеров рассматривают свою работу как временную, но при этом возвращаться домой не спешат. Начав выезжать на заработки, люди продолжают заниматься этим из года в год. 60% мигрантов работают вдали от дома от трех до десяти лет, но есть и такие, которые ездят на заработки и по пятнадцать лет. Вернуться домой насовсем в ближайшие шесть месяцев планировали менее 8% опрошенных (опрос проводился незадолго до финансового кризиса). Половина мигрантов собираются вернуться домой, если там будет работа. Треть рассчитывают вернуться обеспеченными людьми. И лишь 28% мигрантов, по данным исследования, уверенно отвечают, что постараются не возвращаться домой ни при каких обстоятельствах. Примечательно, что на заработки едут в основном люди от 20 до 40 лет, зачастую имеющие высшее или среднее специальное образование (в Узбекистане школьники после окончания 9-го класса переводятся в колледж, где наряду со средним образованием получают и специальность).
Из Узбекистана два пути выезда на работу. Официальный – через Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения. И только в те страны, с которыми заключены соответствующие соглашения, – в Россию, Южную Корею, Польшу. Скоро этот список может пополниться Объединенными Арабскими Эмиратами, Чехией и Италией. Как сообщили «НГ» в пресс-службе агентства, «направление на работу в РФ осуществляется на основе двусторонних контрактов, заключенных с работодателями и их представителями». По словам представителя агентства, по состоянию на сентябрь 2008 года более тысячи человек были направлены на работу в Москву, Санкт-Петербург, Омск, Мурманск, Уфу, а также в Ленинградскую, Ростовскую, Саратовскую, Белгородскую, Владимирскую области. Узбекские граждане работают, как правило, на стройках и в аграрном секторе. Второй способ выезда – это когда человек отправляется за границу на свой страх и риск. Государство в последние годы не препятствует выезду граждан на заработки, поскольку мигранты переводят на родину около 1,7 млрд. долл. – 8,5% ВВП страны.
По популярности российский рынок труда у узбекских мигрантов занимает первое место. На втором – Казахстан. Однако мировой финансовый кризис вынуждает их сниматься с насиженных мест и искать заработок в дальних странах. «Узбеки добрались даже до Южной Америки, где работают на фермах по выращиванию крокодилов», – отметила «НГ» эксперт по Центральной Азии Санобар Шерматова. Вместе с этим она отметила, что разразившийся кризис вынудил часть мигрантов вернуться домой. «Однако ожидать, что они спровоцируют социальный кризис, наверное, не стоит, поскольку общество устало от потрясений, и люди будут искать в первую очередь возможность устроиться. На повестке дня – вопрос выживания», – сказала Шерматова.