0
2151
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.11.2008 00:00:00

Кризисная дипломатия на высшем уровне

Тэги: медведев, обама, сша


медведев, обама, сша Дмитрий Медведев настроен на серьезный диалог с Западом.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Немногим более шести месяцев назад Дмитрий Медведев принял присягу в качестве президента РФ. Прошедшее время было настолько заполнено событиями, что хозяин Кремля из новичка в компании мировых лидеров быстро превратился в ее полноправного участника.

От саммита на Хоккайдо до кризиса на Кавказе

Первое появление Медведева перед мировыми лидерами на июльском саммите G8 в Тояко было отмечено его программным выступлением. В нем излагался российский взгляд на экономическую ситуацию в мире, была выдвинута идея широкой перестройки международной финансовой системы. Там же предлагалось подписать новый договор о европейской безопасности. Правда, западных участников встречи насторожили критические оценки США как источника дестабилизирующих явлений в мировых финансах. Кроме того, новичка Медведева противопоставляли более опытному Владимиру Путину. В ходу была версия о том, что именно Путин сохраняет определяющую роль в вопросах внешней политики.

Практически «с колес» Медведев был вовлечен в международный переговорный процесс, но наиболее серьезная внешнеполитическая нагрузка легла на него в августе, когда разразился кризис на Кавказе. С его именем связаны все главные действия Москвы – от решения дать отпор грузинским войскам, вторгшимся в Южную Осетию, до переговоров об урегулировании конфликта и затем осуществлении принятого в ходе этих переговоров Плана Медведева–Саркози и, наконец, признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

Переговоры с Николя Саркози были трудными, имели жесткий лимит времени, однако в ходе их российская сторона смогла разъяснить корни и особенности конфликта, убедительно показать роль Тбилиси как инициатора вооруженного кризиса. План Медведева–Саркози не только позволил прекратить военные действия, но и создал определенные предпосылки для окончательного решения проблемы. Показательно, что при обсуждениях проблемы на недавнем саммите ЕС Саркози привел ряд аргументов российской стороны.

Разумеется, чтобы найти развязки сложных узлов, требуются люди, желающие найти их. И надо признать, что в лице Саркози Медведев нашел подходящего партнера по переговорам.

Саммиты в Ницце и Вашингтоне

Кавказский кризис негативно сказался на отношениях России с США и ведущими организациями Запада – НАТО и ЕС, но не в одинаковой степени. Так, в Европе нашлись достаточно влиятельные силы, которые не позволили затянуться периоду охлаждения.

А ноябрьский саммит в Ницце дал толчок движению в сторону полной нормализации отношений. На нем Медведеву не только удалось договориться о сроках начала переговоров по базовому соглашению о партнерстве Россия–ЕС, но и заручиться поддержкой со стороны Саркози его предложению о проведении конференции по выработке договора о новой структуре безопасности в Европе. Президент Франции, председательствующей в ЕС, предложил созвать посвященный этому форум в середине будущего года.

Состоявшийся в Вашингтоне саммит G20 («группы 20», «двадцатки») стал самой крупной международной встречей, посвященной борьбе с глобальным кризисом. Принятые на нем решения дали толчок разработке антикризисных мер и их координации в масштабе всего мира.

Наша делегация, которую возглавлял Медведев, представила свой документ. В нем были отражены как российское видение ситуации, так и шаги, которые следует сделать международному сообществу. С этими предложениями были предварительно ознакомлены лидеры ряда западных стран, в том числе канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. В целом они благоприятно отнеслись к российскому плану. Так, Саркози заявил, что он в основном схож с точкой зрения ЕС.

Ознакомление с Декларацией саммита G20 и включенным в него планом действий показывает, что российские рекомендации действительно в значительной части совпадают с подходами международного сообщества. Это свидетельствует о том, что Москва конструктивно участвует в антикризисном процессе и начавшейся работе по перестройке международной финансовой архитектуры.


Конфликт на Кавказе более не является тормозом для нормализации отношений России и Евросоюза.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Объяснение с американцами

Для Медведева участие в Вашингтонском саммите стало одновременно и его первой поездкой в США. Правда, условия не позволяли провести отдельную встречу ни с нынешним президентом США Джорджем Бушем (такая возможность возникла лишь 22 ноября в Лиме на саммите АТЭС), ни с избранным президентом Бараком Обамой.

Однако Медведеву представилась возможность адресоваться американской общественности. В «Вашингтонском клубе» он выступил перед представителями политической элиты и СМИ США на встрече, организованной авторитетным Советом по международным отношениям. Медведев пожаловался на кризис доверия между Москвой и Вашингтоном и подчеркнул готовность «восстанавливать отношения», но уже с новой администрацией Обамы. Он выразил надежду на «последовательные шаги» Обамы в направлении решения «проблем, накопившихся за последние годы в двусторонних отношениях». В целом российский президент смотрит на перспективы улучшения отношений между Россией и США с «умеренным оптимизмом».

Это выступление позволило Медведеву объясниться по вопросу, который воспринимался многими в США как предвестник грозы. Речь идет о высказываниях в Послании Федеральному собранию от 5 ноября о том, что в ответ на размещение элементов американской ПРО Россия установит тактические ракеты «Искандер» в Калининградской области и примет другие контрмеры. Это заявление, сделанное на следующий день после выборов в США, интерпретировалось в американских СМИ как угроза и попытка оказать давление на избранного, но еще не вступившего в должность Обаму.

Медведев не только повторил уже известные пояснения, что «Искандеры» не будут размещены раньше американских противоракет, но и признался, что, вплотную занимаясь переделкой текста речи, он забыл об американских выборах. Привлек внимание и полушутливый ответ Медведева на вопрос о том, собирается ли Россия вступать в НАТО. «Как говорится, never say never, – сказал он и уже серьезно добавил: – Мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнерские отношения с альянсом».

Модератором на встрече и соседкой Медведева за столом на подиуме была госсекретарь США Мадлен Олбрайт, являющаяся одним из советников Обамы. Чем не случай дополнительно разъяснить публично сказанные слова?

Выступление Медведева вызвало благоприятные комментарии. При этом подчеркивались откровенность и открытость президента РФ. Он «держался уверенно, даже очаровывал, адресуясь в духе сотрудничества к новой администрации Барака Обамы», – сообщает AP. При этом Медведев «не демонстрировал никакой задиристости и жестких подходов, характерных для последних месяцев». «Всегда сложно говорить откровенно перед сотней журналистов, но, учитывая это, он был откровенен. Но это диалог, это возможность. Реальный вопрос заключается в том, смогут ли два правительства извлечь преимущества из этой возможности», – сказал организатор выступления президент СМО Ричард Хаас.

В последнюю неделю месяца Медведеву представился случай высказать свои взгляды на борьбу с кризисом на саммите АТЭС в Лиме и провести личные встречи с мировыми лидерами (Буш, премьер-министр Японии Таро Асо и другие).

Встреча с Бушем по-своему важна, но уже никто не ожидает сдвигов в отношениях между Россией и США в оставшийся срок республиканской администрации. В то же время надежды на сдвиги к лучшему связывают с приходом в Белый дом нового президента США. Призывы Обамы к переменам во внешней политике касаются в основном других тем – войны в Ираке, путей прекращения ядерной программы Ирана и т.п., но разве это не повод для сближения подходов Москвы и Вашингтона? Обама – за контроль над вооружениями, а это невозможно без России. Наконец, уже есть договоренность между Медведевым и Обамой провести личную встречу при ближайшей возможности.

Есть еще один фактор, что в конечном счете может сработать в пользу улучшения российско-американского взаимопонимания. Это укрепившиеся отношения между российским руководством (Медведевым и Путиным) и лидерами ряда западноевропейских стран. Речь идет не только о Саркози, Берлускони и Меркель, но и о главах правительств Великобритании и Испании, соответственно Гордоне Брауне и Хосе Луисе Сапатеро. Именно с этой стороны можно услышать высказывания в пользу налаживания диалога между Москвой и Вашингтоном и даже попытки предложить формулы компромисса по наиболее острым проблемам.

Ну а насколько повлияли кризисы на восприятие Медведева в мире? Думается, по крайней мере не ухудшили его. Скорее наоборот. Как всякая острая ситуация, кризисы дают возможность государственным деятелям и политикам проявить себя, если они на это способны. Так произошло и на этот раз – с кризисами на Кавказе и в мировой экономике. Возможности, которые они предоставили, российский президент по крайней мере не упустил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
622
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2346
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1555
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1185

Другие новости