Реформы в Латинской Америке сводятся к двум основным направлениям: делать, как Лула, или делать, как Чавес.
22–23 ноября президент РФ Дмитрий Медведев принял участие в Лиме (Перу) во встрече лидеров Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего 21 государство. АТЭС – это треть населения планеты, 60% мирового ВВП и 47% мировой торговли. 24–28 ноября пройдут официальные визиты Медведева в Перу, Бразилию, Венесуэлу и на Кубу.
Похоже, что мировой финансовый кризис еще не добрался до Латинской Америки. Хотя его предвестники уже чувствуются в Мексике, Чили, Бразилии и Перу; объявил о риске дефолта из-за отсутствия средств Эквадор. Эксперты утверждают, что Латинская Америка оказалась куда лучше подготовлена к ожидающимся трудностям, чем раньше. Сыграли свою роль экономический рост последнего десятилетия, создание валютных резервов, выплата значительной части долгов, профицит бюджета и внешней торговли, эффективное использование инструментов макроэкономической политики. И вот уже лидеры Латинской Америки требуют быстрых решений и реформы Международного валютного фонда, который еще недавно сам посылал директивы в Буэнос-Айрес, Бразилиа, Сантьяго┘
Буш начинает и проигрывает
Приход к власти в Вашингтоне в 2000 году Джорджа Буша ознаменовался «упрощенным прочтением» политики. Команда нового президента заключила, что победа над СССР в холодной войне не была как следует использована правительствами Буша-отца и Клинтона, и решила, что только господство США способно обеспечить стабильность и мир на Земле.
Неоинтервенционистский курс в «заднем дворе» ярко проявился в Ла-Пасе уже в 2002 году, когда посол США Мануэль Роча вмешался в боливийскую избирательную кампанию, назвав Эво Моралеса, тогда кандидата в президенты, «наркоторговцем», чем, впрочем, помог ему занять на выборах второе место. Несколько месяцев спустя Белый дом поддержал попытку насильственного свержения Уго Чавеса в Венесуэле. После этих неудачных акций и с учетом падения престижа Буша Вашингтон стал более осторожным. Тем не менее Госдепартамент не призвал к порядку своего нового посла в Боливии Филиппа Голдберга, использовавшего в 2008 году свой опыт разделения Югославии для содействия бунту местных властей против центрального правительства, уже возглавлявшегося тем самым Моралесом. В результате американского дипломата выслали из Ла-Паса.
На один Север – два Юга
Общее полевение континента, произошедшее в новом столетии, разделило его на две части невидимой границей, которая прошла по Панамскому каналу. Страны севернее его оказались заметно больше интегрированы с США – с точки зрения торговли, политики и миграции, чем те, что расположены южнее. Да и в плане безопасности Центральная Америка стала чем-то вроде второго периметра обороны Вашингтона и потому служит предметом самых разных его забот. К тому же почти все государства региона подписали соглашения о свободной торговле с США и именно сюда идет большая часть инвестиций Вашингтона. Так что знаменитая фраза – «бедная Мексика, так далеко от Бога и так близко к США» – вполне может относиться теперь ко всей Центральной Америке и Карибскому бассейну.
Но и тут у северян возникают сложности. Помимо Никарагуа и крохотной Доминики, выбравших левый путь, к «радикальному» геополитическому союзу – Боливарианской инициативе для народов Америки (АЛБА), инициированной Кубой и Венесуэлой, присоединился Гондурас, не дождавшийся финансовой помощи ни от США, ни от Всемирного банка.
Ноябрьский номер парижского ежемесячника Monde diplomatique публикует досье о «потере инициативы Соединенными Штатами». Та часть его, которая посвящена Латинской Америке, с ехидством озаглавлена: «Эмансипируется даже Гондурас».
Иная ситуация в Южной Америке, где лишь одна тема возбуждает постоянный интерес Белого дома – война в Колумбии, и лишь один политик – бывший десантник Уго Чавес – вызывает определенное беспокойство. Там воцарился новый климат, что позволяет правительствам этих стран вести более самостоятельную политику и искать собственные решения своих проблем.
Эту ситуацию подтверждают два недавних события. Во-первых, успешный выход из колумбийско-эквадорского кризиса, вызванного вторжением авиаэскадры Колумбии в границы Эквадора с очевидной технической помощью Вашингтона. Самолеты разбомбили лагерь ФАРК, где был убит второй человек в армии колумбийских повстанцев Рауль Рейес. И во-вторых, участие новообразованного Союза латиноамериканских государств (УНАСУР), куда США не входят, в урегулировании острого внутриполитического кризиса в Боливии – явно вопреки интересам гринго.
Так или иначе, но главный редактор американского журнала Foreign policy Мойзес Наим называет Латинскую Америку «потерянным континентом» для США. Хотя я бы не торопился с таким суждением. Позиции и связи Вашингтона на континенте сильны, несмотря на некоторое отступление. Инвестиции США в регионе составляли в 2005 году 353 млрд. долл., экспорт США в 2006 году увеличился на 13%, импорт – на 10,5%. Прямое политическое давление Вашингтон готов теперь заменить углублением и так уж достаточно широких военных связей.
Другой вопрос – что принесет отношениям Севера и Юга Америки новый президент? Иную сущность или лишь иной оттенок той же политики? В партии демократов не зря восклицают: «Не может быть, чтобы единственным другом США в Латинской Америке была Колумбия!» Выступая в Майями, перед лицом самой большой и уже не столь антикастристской диаспоры, сам Барак Обама заявил о намерении снять часть ограничений в отношении Кубы. Притом что кубинский лидер Рауль Кастро предложил Белому дому переговоры с момента своего назначения, а венесуэльский президент Уго Чавес в свойственной ему манере сказал, что «хочет говорить с негром».
В стране инков
Используя пребывание в Лиме, где проходил форум АТЭС, президент России запланировал после его окончания, на 24 ноября, официальный визит в Перу. У наших стран давние и широкие связи, глубокие симпатии. Они идут с трагического землетрясения в Андах в конце 1970 года и масштабной помощи, оказанной тогда Советским Союзом и незабытой в Перу до сих пор. Но следует добавить и большое количество перуанцев, обучавшихся и обучающихся у нас, и заметное содействие перуанской армии, вооруженной советской техникой, и интерес российской общественности к древним цивилизациям перуанских народов, и торговые связи, которые могли бы стать куда более значимыми.
Ситуация в Перу нелегкая. Юрист и социолог по образованию, нынешний президент республики Алан Гарсиа занимает этот пост второй раз. Высокого роста, эксцентричный молодой политик, танцевавший на трибуне, разоблачая всех идолов и прославляя все перуанское, был впервые избран главой государства в 1985 году в 36 лет. Но его пятилетнее правление оценивают весьма отрицательно. Рост экономики позволил повысить заработки и снизить инфляцию, но завершился конфликтом с МВФ, которому Лима отказалась платить долги, фантастическим ростом цен, превзошедшим 2 200 000% (!), и нехваткой госрезервов в размере 900 млн. долл. по окончании мандата президента. Количество бедных за время правления Гарсии выросло с 41,6 до 55%.
Президент, прозванный «бешеной лошадью», проиграл очередные выборы, был привлечен к суду за коррупцию и чуть ли не 10 лет жил за границей. Когда угроза осуждения миновала, он вернулся и в острой борьбе с ультралевым кандидатом, поддержанным Уго Чавесом, вторично выиграл президентские выборы в 2006 году, но остался в меньшинстве в парламенте. Положение Алана Гарсии осложняется бунтами недовольных и коррупционными скандалами. В двух последних – вокруг строительства больниц и выдачи лицензий на добычу нефти на шельфе норвежской компании – участвовали его министры, что вынудило президента сменить правительство.
Ко всему прочему после долгого перерыва произошло столкновение с печально знаменитой маоистской террористической организацией «Сендеро Люминосо», которую, казалось, разгромили предшественники Гарсии. По опросам, по истечении двух лет и трех месяцев пребывания у власти индекс популярности президента упал до минимума.
Колумбия остается единственным очагом вооруженной борьбы на континенте. |
Левая Бразилия «спасает капитал»
Наиболее могущественную страну Латинской Америки, часто именуемую континентом, президент России не может не посетить: как-никак Бразилия – часть знаменитой БРИК, условного объединения четырех наиболее крупных развивающихся экономик. Попытки задержать кризис вылились здесь, как и в России, в борьбу против девальвации денежной единицы, реала. Но только за две недели октября эти старания обошлись Центробанку в 33 млрд. долл.
Правда, прогнозы остаются достаточно оптимистическими. По-прежнему предусматривается рост экономики Бразилии в 2009 году в 2,8–3% (данные президента Луиса Инасио (Лулы) да Силвы). Это меньше, чем ранее, но куда лучше, чем у других. Активам Национального банка развития, финансирующего в основном расходы на инфраструктуру и равные 125 млрд. долл., его чистой прибыли за последний год (2,3 млрд.) откровенно завидуют все.
С другой стороны, известный бразильский экономист Рейнальдо Караньоло (он сотрудничает с Движением безземельных трудящихся Бразилии) предрекает рост безработицы, увеличение рабочей недели и в целом падение доходов населения. Затронув пенсионные фонды, связанные со спекулятивным капиталом, кризис, по его словам, нанесет удар по пенсионерам и по среднему классу. Происходящее он характеризует как «конец спекулятивного этапа капитализма», который, однако, «предоставляет народным движениям шанс на подъем флага социализма в регионе».
В стране охотно повторяют оптимистические заявления президента Лулы. О выборах в США: «Так же, как Бразилия выбрала президентом механика, Боливия – индейца, Венесуэла – Чавеса и Парагвай – епископа, считаю чрезвычайно важным, если самая крупная экономика мира выберет президентом США чернокожего. В мире немного радости, и радость теперь в уме каждого из нас┘» О кризисе: «Покончено с «рынком, который может все»┘ Покончено с той эпохой, когда мы, развивающиеся экономики, зависели от Международного валютного фонда... Покончено с Латинской Америкой, не имеющей своего голоса┘»
Однако левого президента Бразилии оценивают двояко. Либералы и консерваторы называют его «Античавесом». А тот же Караньоло считает, что власть прежде всего заботится о спасении капитала и всей действующей системы. Ради этого Лула будет продолжать успокаивать общественное мнение, а ближе к предстоящим через два года выборам усилит внимание самым бедным слоям.
Стратегическое партнерство с Венесуэлой
Пожалуй, все же особняком стоят взаимоотношения России с Венесуэлой, которые в Каракасе, как и в Москве, характеризуют термином «стратегические». Один лишь список инициатив в этой области способен заполнить страницы. Но едва ли не самой любопытной среди них я считаю только что начавшиеся буровые работы на российском судне-платформе, на атлантическом шельфе штата Фалькон. Речь идет об освоении первой венесуэльской океанской газовой скважины – всего их будет четыре. Запасы газа оцениваются там в 100 млрд. кубометров.
РФ и Венесуэла подписали договор о взаимной защите и продвижении инвестиций, решили создать совместный банк с уставным капиталом в 4 млрд. долл. для финансирования общих проектов, объявили о предстоящем открытии прямой авиалинии Москва–Каракас и о подготовке меморандума о сотрудничестве в автомобилестроении. Уго Чавес сообщил, что Москва готова помочь республике в области мирного атома, а Объединенная компания РУСАЛ подтвердила намерение совместно с местной фирмой построить в Венесуэле алюминиевый завод мощностью 750 тыс. тонн. Вице-президент республики Рамон Карризалес насчитал 46 проектов, которые обсуждают две страны.
Всеобщий интерес вызвали закупки Каракасом российского оружия: истребителей Су-20, транспортных вертолетов Ми-17, 100 000 автоматов Калашникова и т.д.– всего с 2005 года Венесуэла подписала с Россией 12 контрактов на общую сумму 4,4 млрд. долл. В перспективе – приобретение у Москвы танков Т-90 и бронетранспортеров, идет также речь о подводных лодках. Для этих целей Россия предложила кредит в миллиард долларов.
Однако не беспокоит ли все это соседей Венесуэлы или США? Ведь импульсивный венесуэльский политик Чавес ведет бунтарские речи, как он выражается, «против империи» с любой попадающейся ему трибуны. Военные расходы Латинской Америки с 2003 по 2007 год выросли с 25 до 38 млрд. долл. Директор разведывательного управления МО США, генерал-лейтенант Майкл Мейплс отмечает растущую озабоченность соседей Каракаса в отношении региональной безопасности.
А заместитель госсекретаря США по странам Западного полушария Томас Шэннон не воспринимает ситуацию как новую эпоху силовой политики в регионе и не считает отношения Москвы с Каракасом угрозой безопасности своей страны. По его мнению, Вашингтон не намерен возрождать образы и риторику холодной войны. Это же касается и визитов в Венесуэлу российских стратегических бомбардировщиков в сентябре и военно-морской эскадры, чей приход в Карибское море приурочен к визиту Дмитрия Медведева. Заметим, что президент Чавес дважды был в России в этом году – в июле и сентябре. А российский президент впервые совершает визит в Каракас, который в Венесуэле уже называют «историческим событием».
Поможет ли новая Россия меняющейся Кубе? Фото Reuters |
И на закуску – Куба
Если есть в Латинской Америке страна, хорошо знакомая нам и знающая нас, то это, разумеется, Куба. И в хорошем, о чем до сих пор помнят кубинцы, и в плохом, что они тоже не скоро забудут. Причем в разговорах и встречах стало быстро ясно, что многое в реакции островитян на их нынешние трудности сродни нашей в эпоху 80-х, предшествовавшей падению социализма. Включая молчание прессы по «деликатным» темам и суконный язык чиновников в общении с журналистами.
Однако смена старшего Кастро на младшего все-таки привела к переменам и способствовала пусть медленному и пока не очень значительному, но определенному повороту Гаваны к Москве. Это подтверждают новые соглашения, контракты, проекты в самых разных областях: энергетике, авиаперевозках, торговле, обороне, и новые визиты – в ноябре министра иностранных дел Кубы Фелипе Перес Роке в Москву, президента Медведева – в Гавану в завершение его первой поездки по континенту и ожидающегося посещения РФ Раулем Кастро в начале 2009 года.
Только не считающая свои деньги и человеческие усилия Россия может в такой степени упустить очки, заработанные ею на Кубе. И я верю, что на самом деле не так велики усилия, необходимые для восстановления наших позиций в этой стране, во многом остающейся примером, а то и просто источником опыта и знаний для всего континента. Ради одного этого визит Медведева не только логичен, но и необходим. А еще важнее – разумная, основанная на нашем «кубинском» знании и опыте и вовсе не дармовая, – помощь кубинцам, которые по-прежнему нуждаются в ней и сумеют ее использовать.
* * *
Хотя активные отношения нашей страны с Латинской Америкой насчитывают несколько десятков лет, взаимный интерес заметно растет именно в последнее время. Глава МИД РФ Сергей Лавров объясняет «позитивную динамику» этих связей «совпадением интересов». Действительно, товарооборот между РФ и Латинской Америкой в 2007 году составил 11 млрд. долл., а в 2008 г. достигнет рекордных 15 млрд.
На мой вопрос о роли идеологической подоплеки в нашем товарообмене, очевидной в случаях с Кубой или Никарагуа, известный дипломат Ян Бурляй, ныне посол РФ в Эквадоре, напомнил: «В начале 80-х годов именно военный режим Аргентины прорвал блокаду СССР, введенную президентом США Картером под предлогом войны в Афганистане, и в течение пяти лет поставлял нам зерно, а «Жигули» («Лада») при диктаторе Пиночете стал самым продаваемым автомобилем в Чили. Так что национальные интересы на континенте были выше идеологии даже для ультраправых военных, оказывавшихся на деле прагматиками, вне зависимости от позиции США».
Что ж говорить о нынешней ситуации, в которой экономический рост, политическая зрелость, а порой и смена либерального курса на социально ориентированный позволяют лидерам Латинской Америки делать то, что было немыслимо еще какое-то время назад. Москва не хочет да и не сможет заменить Вашингтон в его давних и многосторонних связях с южной частью Западного полушария, но если мы сумеем занять свое место во взаимовыгодных обменах с латиноамериканским миром, то вместе с ним мы это место отстоим. Впрочем, для этого каждой стороне необходимо пройти свою часть пути.