0
2297
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.11.2008 00:00:00

В ОДКБ создаются единые миротворческие силы

Тэги: одкб, оон, абхазия


одкб, оон, абхазия На декабрьский неформальный саммит в Астане главы государств–участников ОДКБ соберутся в полном составе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

О том, как живет и развивается Организация Договора о коллективной безопасности, «НГ» рассказывает ее генеральный секретарь Николай Бордюжа. По его убеждению, руководители государств, гипотетически вынашивающие планы, подобные тем, что были у Саакашвили, должны знать: есть сила, готовая дать им отпор.

– Николай Николаевич, после приостановления деятельности Узбекистана в организации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) эксперты стали говорить о том, что Ташкент может выйти из ОДКБ.

– У нас нет никаких оснований для таких утверждений. Узбекистан восстановил свое членство в организации летом 2006 года. Ташкент принял на себя обязательство присоединиться к 74 нормативным правовым актам, принятым в рамках ОДКБ. Большинство из них Узбекистан уже ратифицировал, а шесть соглашений, например по системе создания технического прикрытия железных дорог, требуют более детальной проработки. В целом могу сказать, что Узбекистан работает в формате ОДКБ активно и заинтересованно.

– Президент РФ Дмитрий Медведев внес на ратификацию Государственной Думы пакет соглашений о миротворческой деятельности ОДКБ. Какой она будет?

– На согласование пакета документов ушло около трех лет. После ратификации всеми государствами этого соглашения – а сегодня эта процедура прошла только в Белоруссии и Казахстане – мы начнем формировать миротворческий контингент. Он будет действовать как на территории государств – членов ОДКБ, так и, при необходимости, за их пределами, но по мандату ООН. Необходимость существования миротворческого потенциала подтвердил августовский конфликт на Кавказе.

– Смогут ли в перспективе присоединиться к ОДКБ Южная Осетия и Абхазия, а до этого – рассчитывать на ее защиту?

– Организация открыта для приема новых членов, но есть процедура присоединения. Южная Осетия и Абхазия должны быть признаны в качестве межгосударственных субъектов всеми членами организации. Пока этого нет, но надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем. Если они будут признаны и подадут заявку на вступление в ОДКБ, она будет рассмотрена и скорее всего решена положительно.

– Есть ли вероятность того, что суверенитеты Южной Осетии и Абхазии будут признаны на первом неформальном саммите ОДКБ, который состоится в декабре в Астане?

– Я не думаю, что такое решение должно приниматься на саммите. Многие ожидали, что на саммите ОДКБ 5 сентября с.г., который состоялся в Москве, все государства – члены организации признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Но президент Дмитрий Медведев тогда сказал, что нам не нужно коллективного признания, поскольку это суверенное право каждого государства. И потом, если состоится признание независимости Абхазии и Южной Осетии в рамках ОДКБ, то может сложиться впечатление, что это произошло благодаря вмешательству России. Так что пусть уж каждая страна принимает решение отдельно.

– Какие задачи будут выполнять миротворцы ОДКБ? Предполагается ли сотрудничество с другими международными структурами?

– В документах ОДКБ записано, что в рамках миротворческой деятельности мы должны сотрудничать с ООН. Это зонтичная организация, которая определяет порядок применения миротворческих сил. Цели одни – разъединение противоборствующих сторон. В случае возникновения конфликта и невозможности разрешить его политическими способами вводят миротворцев, которые не дают сторонам довести дело до кровопролития.

– Но есть же и Коллективные силы быстрого развертывания ОДКБ?

– Они созданы в Центрально-Азиатском регионе и призваны проводить войсковые или специальные операции по конкретным проблемам военного характера. Другими словами, это силы, направленные на уничтожение бандформирований или иной военной силы. У миротворцев, как уже отмечалось, иные задачи. А значит, и другая подготовка, другая экипировка и т.д.

– В Центрально-Азиатском регионе действует НАТО. Как складываются отношения с альянсом?

– Никак. Начиная с 2003 года мы неоднократно направляли в НАТО предложения о сотрудничестве по нескольким направлениям. Например, по совместной борьбе с распространением наркотиков, с угрозой религиозного экстремизма, терроризма. Но каждый раз получали отказ: в альянсе якобы нет консенсуса по вопросу сотрудничества с ОДКБ, против выступают некоторые восточноевропейские страны. Хотя вероятнее, что это не входит в интересы США. В результате не получается эффективно противостоять терроризму, а Европа, впрочем, как и Россия, переполнена афганским героином.

– Насколько обоснованно мнение ряда экспертов о том, что США пытаются расширить военное присутствие в Центральной Азии?

– Мы видим, об этом говорят и политические лидеры России, что НАТО и США создают сеть военных объектов вокруг стран – членов ОДКБ. Это и передовые базы в Европе, это и элементы ПРО США, это и авиабаза в Киргизии, и восстановление бывших советских военных объектов в Прибалтике. Кстати, Грузию ведь накачивали оружием тоже для этого: там оружия было больше, чем они могли использовать. Зачем? Значит, есть цели и задачи. Я считаю, что это тревожный сигнал, который позволяет предполагать, что у американцев далекоидущие планы.

– Вы заявили о создании в Центральной Азии Объединенной группировки войск из подразделений России, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Какие цели и задачи будет преследовать эта группировка?

– В рамках ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе существуют Коллективные силы быстрого развертывания. Это несколько батальонов, выделенных от каждого государства, которые могут реагировать на мелкие военные конфликты или проводить специальные операции. Но Центрально-Азиатский регион – с учетом анализа всего комплекса проблем – нестабилен. Доказательства тому – события в Афганистане и Ираке, разветвленная сеть экстремистских группировок на территории Центральной Азии. Мы должны иметь более крупную группировку, состоящую уже не из батальонов, а из соединений и частей всех государств – членов ОДКБ, которая могла бы осуществлять задачи политического сдерживания агрессивных действий государств или группы государств в регионе. Коллективные силы быстрого развертывания стали бы составной частью этой группировки. Политическое решение есть, и теперь мы работаем над конкретными соглашениями по созданию этой группировки. Работа предстоит сложная, поскольку нужно научить крупные армейские контингенты действовать слаженно. Другими словами, следует подготовить части вооруженных сил государств, в том числе российских, для совместной деятельности в случае крупного военного конфликта по защите территориальной целостности и суверенитета государств – членов ОДКБ.

– А разве недостаточно для защиты стран Центральной Азии авиабазы ОДКБ в Канте (Киргизия), 201-й российской военной базы в Таджикистане, Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) региона?

– Я считаю, что недостаточно. 201-я российская база выполняет свои задачи и находится на территории Таджикистана. Между Душанбе и Москвой есть ряд соглашений о ее базировании и деятельности. Но мы говорим о Центрально-Азиатском регионе в целом, а не только о Таджикистане или Киргизии. Если вдруг в какой-то из стран региона, например в Казахстане или Узбекистане, возникнет угроза военного характера, то может потребоваться вмешательство коллективного потенциала. Поэтому я считаю, что для предотвращения крупных военных конфликтов мы должны иметь группировки, состоящие из частей и соединений армий всех государств – членов организации. Главной же задачей центральноазиатской группировки, повторюсь, является политическое сдерживание конфликтов. Чтобы руководители государств, гипотетически вынашивающие планы, подобные тем, что были у Саакашвили, понимали: есть сила, готовая дать отпор.

– Не задумываются ли страны ОДКБ о необходимости совместной защиты границ?

– Пока совместная охрана границы осуществляется только Россией и Таджикистаном, Россией и Арменией. Все остальные государства охраняют свои границы самостоятельно. Но координация по внешнему периметру границ, конечно, должна быть. Мы это предлагаем давно. Существует Совет командующих погранвойск СНГ и есть Совет по пограничным вопросам в рамках ЕврАзЭС. Я считаю, что пограничники должны действовать под эгидой ОДКБ. Потому что пограничники занимаются обеспечением охраны границ, то есть прежде всего вопросами пограничной безопасности, а значит, по своему определению и должны взаимодействовать в рамках организации, действующей в сфере безопасности, то есть ОДКБ. Но пока это не получается.

– Но, например, Туркмения, имея достаточно протяженную границу с Афганистаном, в организацию не входит, а значит, и граница в этом районе менее защищена. Не изъявляет ли желания Ашхабад вступить в ОДКБ?

– Туркмения заявила о внеблоковом характере своей деятельности. Но у нас с Ашхабадом есть контакты. Туркмения принимала участие в некоторых мероприятиях по линии борьбы с распространением наркотиков. Но не более. Пока руководство Туркмении не изъявляло желания укрепить свое взаимодействие с ОДКБ.

– Могут ли быть созданы силы быстрого развертывания в Восточно-Европейском и Закавказском регионе коллективной безопасности по аналогии с Коллективными силами быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона?

– Они у нас уже есть. На восточноевропейском направлении действует российско-белорусская группировка войск, в Закавказье – российско-армянская. В рамках этих группировок существуют подразделения быстрого реагирования для решения локальных военных задач. Мы планируем повысить уровень их оснащенности, укомплектовать подразделения новыми видами оружия, бронетехники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
919
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1056
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
645
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
756

Другие новости