Часть американских войск может быть передислоцирована из Ирака на военные базы Центральной Азии.
Фото Reuters
Разработанный Вашингтоном стратегический план «Большая Центральная Азия» призван соединить в единое военно-стратегическое и геополитическое целое Центральную Азию и Афганистан с так называемым Большим Ближним Востоком. Проект, подразумевающий перевод этого региона из-под влияния России и Китая под контроль Запада, в ближайшем будущем может актуализироваться. Связано это с приходом в Белый дом 44-го президента США Барака Обамы.
Центрально-Азиатский регион на пороге перемен. Как показывает опыт, во внешней политике США демократы более последовательно и даже более жестко, чем республиканцы, отстаивают сферу защиты прав и свобод человека. Поэтому задача, которая стоит перед Бараком Обамой и новой администрацией в отношениях с государствами Центральной Азии, выглядит непростой, с учетом реального положения дел со свободами и правами человека в этом регионе. Всем известны существующие в странах Центральной Азии ограничения на деятельность оппозиционных политических партий и независимых средств массовой информации. Можно ожидать, что новая администрация США усилит нажим на страны региона с целью демократизации региона.
В самом регионе ожидают улучшения отношений с Вашингтоном. С первых дней победы Обамы на президентских выборах в религиозных кругах Центральной Азии стали муссироваться слухи о его мусульманском происхождении. Главный аргумент подобных спекуляций – имя президента, происходящее якобы от арабского слова «барака», что переводится как «благодать» или «благословение». Так или иначе, в Центральной Азии присутствуют ожидания более доброжелательного отношения Вашингтона к мусульманской среде, чем было при Буше. Директор бишкекского филиала Института стран СНГ профессор Александр Князев не считает это случайностью или творчеством малограмотных местных деятелей. «Здесь просматривается целенаправленная пропагандистская работа», – сказал он «НГ».
По его мнению, Госдепартамент США в отношениях с Центрально-Азиатским регионом традиционно делает ставку на Казахстан, пытаясь из него слепить регионального лидера и основного партнера в ЦА. «Вашингтону также интересен Узбекистан. Важно учесть последний внешнеполитический маневр Ташкента – приостановление членства в ЕврАзЭС. Если в руководстве Министерства обороны США окажутся персоны более сильные, активные, чем в Госдепартаменте, то нельзя исключать выхода Ташкента, естественно, под их влиянием, из ОДКБ. Я не исключаю также постановки вопроса о возвращении в Узбекистан военных контингентов США. ШОС Узбекистан вряд ли покинет, но его участие в альянсе может стать более пассивным», – сказал Александр Князев.
Не останется без американского внимания и Киргизия. «Здесь в 2010 году состоятся президентские выборы. С учетом внимательного отношения новой администрации США к демократическим ценностям надо ожидать, что Вашингтон более активно будет интересоваться внутренней ситуацией в Киргизии и кандидатами на пост главы государства», – сказал «НГ» доктор исторических наук, глава Ассоциации политологов Киргизии Нур Омаров.
Другой интерес США в этой стране – авиабаза «Манас». В случае усиления военного присутствия в Афганистане, а Обама неоднократно обвинял Буша и республиканцев в том, что они недостаточно активно борются с талибами, значение этой базы для НАТО возрастет. Стоит напомнить, что американцы планировали ее расширение на 300 га. Однако многочисленные акции протеста потребовали вывода базы с территории Киргизии, и затея не удалась.
«Американцы сделали ставку на другой киргизский военный объект», – сказала «НГ» экс-кандидат в президенты, лидер Ассоциации НКО и НПО Токтайым Уметалиева. По ее словам, американцы начали реконструкцию аэродрома близ города Токмак, который был построен в 60-х годах прошлого века и использовался для подготовки летчиков-истребителей Союза. По ее информации, строительство инфраструктурных объектов ведется в рамках помощи США Министерству обороны Киргизии.
Американцам может понадобиться и помощь Таджикистана. Речь в первую очередь идет об авиабазе «Айни», которая расположена вблизи таджикско-афганской границы. Правда, Душанбе и Москва договариваются о ее совместной эксплуатации. Но переговоры еще не завершены, и у американцев остается шанс заполучить ее.
Туркмения для США представляет интерес с точки зрения энергетических ресурсов. Вашингтон настойчиво продвигает проект Nabucco, а одним из поставщиков углеводородов для этого трубопровода должен стать Ашхабад. Можно с уверенностью сказать, что стратегические задачи США в Центральной Азии изменениям не подвергнутся. Одна из них – прокладка энергетических коммуникаций, альтернативных российским, и как следствие – выдавливание России из региона, а также ограничение влияния на него Китая.
Таким образом, имея серьезные экономические и военно-стратегические планы в регионе, администрации Обамы придется решать непростую задачу: руководствуясь демократическими принципами, найти общий язык с авторитарными властями центральноазиатских государств.