Действующий председатель Евросоюза Николя Саркози с оптимизмом смотрит на отношения с США.
Фото Reuters
Психологическая усталость от американской гегемонии в издании Джорджа Буша и стремление к переменам породили во всем мире всплеск обамомании после избрания президентом США молодого афроамериканца, который шел на выборы под лозунгом перемен. Именно с ним народы многих стран, в том числе и жители Старого Света, связывают надежды на более ответственную, вдумчивую и уважительную политику США.
Европейцы имеют основания надеяться, поскольку если Барак Обама кому-то что-то и обещал (не считая сограждан), то именно и только им – во время триумфального европейского предвыборного вояжа этим летом. Но оправдает ли он их надежды?
Финансовые бури на Евроатлантическом пространстве
Глобальный финансовый кризис выдвинул новые приоритеты для единой Европы: сегодня главные ожидания связаны с готовностью США признать необходимость координирования экономических и монетарных политик развитых стран, согласиться на взаимный мониторинг финансовых систем, ограничить и сделать более прозрачным проведение наиболее высокорискованных финансовых операций.
В конце прошлой недели стало известно, что страны Евросоюза договорились о конкретных мерах по борьбе с экономическим кризисом, которые они предложат Соединенным Штатам на саммите 20 крупнейших экономик мира 15 ноября. Эти меры включают обязательство регистрировать и контролировать деятельность рейтинговых агентств, сближение бухгалтерских стандартов, включение всех без исключения финансовых институтов в сферу регулирования, введение специальных процедур принятия решений в финансовых компаниях и координированный мониторинг деятельности международных финансовых институтов.
Что же это означает для США? Прежде всего речь идет о конце гегемонии трех основных американских рейтинговых агентств – Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch Ratings, которые необоснованно завышенными рейтингами необеспеченных ипотечных кредитов вводили инвесторов в заблуждение относительно реального положения вещей. Так, разорившийся инвестиционный банк Lehman Brothers имел на момент банкротства высокий рейтинг «А+» – такой же, как муниципальные обязательства штата Калифорния.
Схожая ситуация наблюдается и в вопросе сближения стандартов финансовой отчетности. Правительство США напрямую не устанавливает их для государственных и частных компаний. В то время как все европейские компании с 2005 года отчитываются по Международным стандартам финансовой отчетности, утвержденным в 2001 году Международным комитетом по стандартам отчетности, график замены американских стандартов международными вплоть до недавнего времени предусматривал обязательное введение новых правил для крупных американских компаний с 2009 года, а для всех остальных – с 2016-го. Однако еще в ноябре 2007 года в ответ на решение Комиссии по биржам и ценным бумагам США избавить европейские компании, работающие в Америке, от необходимости приводить отчетность, выполненную по международным стандартам, в соответствие с американской Европейская комиссия разрешила американским фирмам, торгующимся на европейских биржах, отчитываться по американским стандартам.
Несмотря на то что экономическая программа Обамы не касается финансового кризиса и в вопросах финансового управления ограничивается косметическими мерами вроде учреждения системы оценки кредитных карт, навязываемых населению, введения трехмесячного моратория на отчуждение заложенных домовладений и предоставления 10-процентной скидки для всех тех американцев, которые, выплачивая ипотечный кредит, не оформили налоговый вычет, можно предположить, что европейские предложения окажутся созвучны его намерению усилить регулирующие функции государства. Тем более что спасти репутацию американских рейтинговых агентств без ужесточения контроля за их деятельностью невозможно, а процесс перехода на международные стандарты уже начался.
Однако уверенности в том, что Обама согласится на более радикальные изменения, нет. Между тем европейцы активно обсуждают возможность обязать банки, формирующие и продающие ипотечные фонды, обеспеченные залогами разной степени надежности, вкладывать в них часть собственных средств, разделяя риски с вкладчиками, а также установить лимиты межбанковских заимствований.
Но все же США не намерены сковывать себя «излишними» обязательствами в борьбе с кризисом: в октябре Комиссия по ценным бумагам и рынкам перенесла введение международных стандартов финансовой отчетности на 2010 год, а затем американские регуляторы разрешили банкам присваивать деривативам «инвестиционные» рейтинги, тем самым провоцируя новый прилив средств на этот рынок. Если так пойдет и дальше, то европейцы будут поставлены перед необходимостью учредить собственные рейтинговые агентства, принудить свои финансовые институты следовать только их рекомендациям и, возможно, ужесточить правила инвестирования в американские активы, предписав банкам учитывать такие капиталовложения в разряде высокорисковых.
Обаме вполне по силам закрыть тюрьму в Гуантанамо. Фото Reuters |
Неизбежные противоречия
Однако отношения США и ЕС не исчерпываются сотрудничеством в финансово-экономической сфере, и, когда финансовые бури в Евро-Атлантическом регионе стихнут, старые противоречия и разногласия между двумя сторонами Атлантики вновь выступят на поверхность. И тут если надежды европейцев на понимание со стороны США и сбудутся, то определенно нескоро.
Прежде чем новый американский президент выработает свой собственный внешнеполитический курс, ему придется расчистить завалы, оставшиеся после восьми лет правления Буша. А среди них и война в Ираке, противостояние с Ираном, договоренность о размещении ПРО в Восточной Европе, проблема расширения НАТО. Договариваться с европейцами, возможно, придется уже в ходе чистки.
Не исключено, что разногласия между Европой и США обозначатся по такому острому вопросу, как предоставление Грузии членства в НАТО. Будущий вице-президент Джо Байден – искушенный политик, призванный помогать президенту разбираться во внешнеполитических тонкостях, – является убежденным сторонником скорейшего предоставления Грузии членства в НАТО.
В сочетании с обещаниями Обамы «убедить членов НАТО предоставить войска для осуществления операций по поддержанию стабильности и дать командующим силами НАТО большую свободу действий в местах проведения операций» перспективы отношений в евроамерикано-российском треугольнике выглядят зловещими. Сложно представить, что европейцы, осознающие необходимость преодоления кризиса в отношениях с восточным соседом, согласятся строить обновленные отношения с США на основе «сдерживания» России.
Выйдут ли отношения между США и Европой на новый качественный уровень? Это зависит от того, последует ли Барак Обама той повестке дня, которую он предложил европейцам в своем выступлении перед жителями Берлина. Его порыв был прекрасен – он призвал совместно бороться против терроризма и ядерного оружия, тирании и нарушений прав человека, бедности и голода, изменения климата и эпидемии СПИДа. Правда, кое-что из этой программы уже сегодня выглядит популистской утопией – к примеру, его обещания сократить выбросы Соединенными Штатами парниковых газов в атмосферу на 80% (!) к 2050 году.
Но главное – не в этом. Все то же самое предлагал Европе Джордж Буш. В чем же может заключаться их отличие друг от друга? Неужели Америка присоединится к Киотскому протоколу и последующим соглашениям об ограничении выбросов, подпишет Статут Международного уголовного суда, откажется от практики односторонних силовых операций, признает верховенство международного права? Вряд ли в это верит и сам Барак Обама. Вместе с тем ему вполне по силам закрыть тюрьму в Гуантанамо, превратившуюся в символ нарушения Вашингтоном прав человека.