0
2013
Газета Дипкурьер Интернет-версия

27.10.2008 00:00:00

Разговор о безопасности не бывает лишним

Евгений Григорьев.

Об авторе: Интервью подготовил Евгений Григорьев.

Тэги: ес, нато, россия


В интервью «НГ» бывший внешнеполитический советник канцлера Гельмута Коля, многолетний организатор и ведущий мюнхенских международных конференций по безопасности профессор Хорст Тельчик комментирует отношения России с Евросоюзом и НАТО, а также предлагает форматы обсуждения идеи нового договора о европейской безопасности.

– Господин Тельчик, Евросоюз вновь отложил переговоры по новому договору с Россией. На ваш взгляд, как долго еще события на Кавказе будут сказываться в рамках Восток–Запад?

– Конечно, короткая, но горячая война в Грузии привела к отягощению отношений с Россией. Но правильно и важно продолжать диалог об их развитии, а также о том, как обеспечить мирное урегулирование в Кавказском регионе. Мы столкнулись с этой проблемой, как и с другими замороженными конфликтами в Приднестровье и Нагорном Карабахе, практически с начала 90-х годов, и я спрашиваю себя, почему за это время мы в Европе ничего не предприняли для того, чтобы держать эти конфликты под контролем, а еще лучше – их решить.

Я очень сожалел, что была остановлена работа Совета Россия–НАТО, хотя надо было бы поступить прямо наоборот. Как раз в критической ситуации следовало незамедлительно созвать СРН, чтобы обсудить вспыхнувший конфликт.

Одновременно я всегда считал необходимым не только не откладывать, а ускорить переговоры ЕС–Россия о новом основополагающем договоре. Причем убежден, что в таком соглашении надо говорить и о сотрудничестве в вопросах безопасности.

– Как это будет, на ваш взгляд, сочетаться с идеей президента Дмитрия Медведева о заключении нового договора о европейской безопасности?

– Одно не исключает другого. В рамках ЕС все более налаживается общая внешняя политика и политика безопасности. ЕС и Россия считают себя партнерами по безопасности. Об этом они заявили открыто. На мой взгляд, это не может означать, что следует говорить только о сотрудничестве в области экономики, науки или культуры. Есть возможности сотрудничества и в определенных областях безопасности. Можно, например, начать с обмена определенными обоюдными гарантиями безопасности между государствами ЕС, Европейским советом и Россией.

– Но ведь западные страны уже встроены и в ЕС, и в НАТО┘

– Да, конечно, но ЕС и Россия могут договориться, чтобы параллельно с существованием Совета Россия–НАТО и ОБСЕ проводить регулярные консультации по вопросам внешней политики и безопасности и между собой. Так сказать, по своей линии. Без присутствия американцев.

– Это может не понравиться Вашингтону...

– Американцам совсем не обязательно всегда присутствовать. У них параллельно есть НАТО и Совет Россия–НАТО. Канцлер Ангела Меркель говорит, с чем я согласен, что отношения между НАТО и Россией должны получить дальнейшее развитие. Причем даже до того состояния, при котором, как об этом упоминал Билл Клинтон, Россия однажды тоже могла бы стать членом альянса.

Насколько я понимаю, Россия постоянно и серьезно озабочена своей безопасностью. В этой связи и следовало бы, на мой взгляд, развить различные плоскости и уровни для интенсификации сотрудничества в области безопасности. Можно усовершенствовать работу СРН, можно наполнить содержанием партнерство по безопасности между ЕС и РФ и, наконец, использовать ОБСЕ. Тем более что новое предложение Медведева имеет в виду (с учетом интересов всех) практическое обеспечение условий безопасности от Ванкувера до Владивостока. Обсуждение проблем безопасности ведется также по линии двусторонних российско-германских отношений.

Вот вам четыре уровня возможного сотрудничества в политике безопасности. Если их использовать, то ни одна страна в Европе – ни Россия, ни Германия, ни Польша, ни Люксембург – не будет в будущем испытывать каких-либо опасений друг перед другом. Конечно, может случиться, что обсуждение вопроса будет дублироваться сразу на двух уровнях. Не вижу в этом беды. После истории минувших столетий и особенно XX века с его двумя мировыми войнами не может быть «лишнего» разговора о сотрудничестве в сфере безопасности.

– Что же будет дальше с обсуждением предложения Медведева?

– Очень обнадеживает, что президент Франции Николя Саркози поддержал это предложение. Для его обсуждения он поставил вопрос о созыве саммита ОБСЕ. В ОБСЕ присутствуют все – европейцы плюс США и Канада.

Как мне представляется, в этих рамках следовало бы обсудить два вопроса. С одной стороны, у нас есть договор о новой Европе, заключенный в ноябре 1990 года в Париже. Это была попытка создать общеевропейский порядок мира и безопасности или, как говорил Михаил Горбачев, общеевропейский дом. К сожалению, это не получило дальнейшего развития.

И вот теперь поступило предложение Медведева. Хотя его детали пока не известны, представляется, что его идея имеет много параллелей с Парижской хартией. Вопрос в том, можно ли из обеих инициатив выработать новую стратегию, новую концепцию общеевропейского и евро-атлантического миропорядка и безопасности от Ванкувера до Владивостока.

– А как быть с НАТО?

– НАТО будет существовать и дальше. Предложение Медведева потерпит неудачу, если Россия потребует роспуска НАТО.

– Об этом не слышно...

– Это очень умно. Потому что государства – члены НАТО не примут такого требования. Кроме того, и я говорю серьезно, НАТО продолжит свое существование и потому, что многие соседние государства по-прежнему испытывают опасения перед Германией.

– Неужто поэтому США держат в Германии 80 тысяч солдат и ядерное оружие?

– Если будет создана общеевропейская система мира и безопасности, то американцы сократят свои войска. Но я думаю, что многие европейцы, в том числе и многие русские, чувствуют себя спокойнее, если американцы присутствуют в Европе. Все-таки две мировые войны, пережитые Европой, не могли закончиться без американской помощи. Американское присутствие позитивно стабилизирует всю Европу.

– Сейчас все спорят об исходе американских выборов. Что можно ожидать от дальнейшей политики США в случае победы демократа Барака Обамы или республиканца Джона Маккейна?

– В Нью-Йорке мне довелось наблюдать их теледебаты. Должен сказать, что был разочарован в обоих. Заявления в ходе выборов, конечно, нельзя принимать буквально, поскольку они обычно направлены на привлечение электората. Политика после выборов наверняка будет иной, чем в предвыборных речах.

Однако перед европейцами встает подлинная задача ясно и недвусмысленно объяснить как в случае победы Обамы, так и Маккейна, что отношения европейцев с Россией имеют стратегическое значение. Это означает, что мы должны предпринять все, чтобы построить дружественные, тесные и добрососедские отношения между Россией и Европой. И что это отвечает нашим коренным интересам, в связи с чем мы ожидаем от американцев полной поддержки такой политики.

– Но учтут ли американцы мнение европейцев?

– Если европейцы не смогут повлиять на американцев, то будет трудно. Но мне вспоминается, как в те годы, когда я работал в правительстве, нам удалось после неудачи женевских переговоров осенью 1983 года уговорить даже самого президента Рональда Рейгана возобновить переговоры с Москвой о разоружении и контроле над вооружениями. Соответствующее обязательство Рейгана зафиксировано под давлением Гельмута Коля в коммюнике, подписанном президентом и канцлером. Иными словами, европейцы могут оказывать влияние, но они должны знать, чего хотят, и сказать об этом американцам.

– Господин Тельчик, как ни прискорбен кавказский конфликт, но не стал ли именно он точкой отсчета новой активности и самостоятельных действий Европы в вопросах безопасности?

– Правильно. Европейцы впервые действовали как европейцы. ЕС удалось выработать единую политику в этом конфликте. Председательствующий в ЕС президент Франции Николя Саркози вместе с председателем Комиссии ЕС Жозе Мануэлом Баррозу и Высоким представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой поехали в Москву. В такой форме внешнеполитических действий еще не предпринималось. Это значит, что Европа взяла на себя активную роль в урегулировании конфликта. Надо это укреплять, вырабатывая самостоятельную и совместную европейскую внешнюю политику и политику безопасности. Благодаря активной роли Саркози удалось вовлечь в совместную политику ЕС и Польшу, и страны Балтии.

– Надолго ли?

– Как долго она продержится, конечно, хороший вопрос. Это зависит от всех сторон. От российской политики, от немецкой политики. От многих факторов. Но если мы попробуем найти общеевропейское решение, то, я полагаю, упомянутая политика будет держаться все лучше и дольше. А также становиться стабильнее. Если же нам общеевропейского решения добиться не удастся, то придется считаться с тем, что то или иное государство будет преследовать свою линию.

– Разве этого уже не происходит, например, в вопросах противоракетной обороны?

– Федеральный канцлер Ангела Меркель критиковала то, что эта проблема не обсуждалось в НАТО. А о том, что это односторонняя политика США, говорил в Мюнхене на конференции по безопасности президент Владимир Путин. Правильнее было бы обсудить возможность выработки между НАТО и Россией совместной стратегии в вопросе противоракетной обороны.

Кстати, мы ведь работаем вместе над тем, чтобы воспрепятствовать производству Ираном ядерного оружия. А если такого оружия у него не будет, то нам не потребуется и противоракетная оборона. Иными словами, коль мы работаем в этом вопросе вместе с Россией, то имело бы смысл подождать с развертыванием ПРО, пока не выяснится окончательный результат этих усилий. Поскольку же в мире вообще существует страх перед ракетами и ядерным оружием, то можно было бы обсудить совместную стратегию России и Запада в этом вопросе в ходе переговоров по предложению Медведева.

– Что вы думаете о планах приема Украины и Грузии в НАТО?

– Пока что этот вопрос отложен. Членство Грузии в этой ситуации я бы категорически отклонил. Что касается Украины, то там, во-первых, сейчас царит политический хаос. Во-вторых, сначала необходимо обеспечить развитие отношений НАТО–Россия, наладить их интенсивное сотрудничество в сфере безопасности, а уж потом, полагаю, вместе подумать, может ли Украина однажды стать членом альянса или нет. Но предпосылкой, повторяю, должно быть налаженное сотрудничество по безопасности между НАТО, Европой и Россией. Russia is first, Ukraine is second!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
890
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2684
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1830
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1442

Другие новости