Большинство жителей Киргизии мало волнуют события, происходящие на мировых биржах. Падения и рост котировок, банкротства банков и отмена выдачи кредитов – все это проходит мимо обычного гражданина республики и волнует, пожалуй, лишь небольшую прослойку населения (в лучшем случае 5–7%), имеющего деньги и соответственно вложения. Большинство киргизстанцев если и имеют деньги, то вкладывают их не в акции или облигации, а скорее в банки. Причем не в коммерческие, а в стеклянные – «на черный день». Впрочем, надо отметить, что подавляющая часть населения денег для вложений не имеет. Социально-экономическое положение в стране настолько непростое, что жить приходится по схеме: от зарплаты до зарплаты.
Уже больше года в стране растут цены на большинство товаров и услуг. С августа прошлого года хлеб, растительное масло, молоко подорожали в 3–4 раза, выросли цены на коммунальные услуги. Отдельно надо отметить энергетический кризис, охвативший страну. Отсутствие капитального ремонта энергосистемы, бесхозяйственное отношение к ресурсам, воровство и лишь отчасти засушливые периоды поставили страну, которая ранее была экспортером электроэнергии, в положение энергопотребителя. Многочасовые веерные отключения охватили всю республику, за исключением районов, где живут чиновники. Перепады напряжения приводят к поломкам дорогостоящей аппаратуры. К примеру, на днях в Национальном центре кардиологии и терапии сгорела ангиокардиографическая установка, одна из двух имеющихся в стране, вторую врачи даже не включают – нет стабилизатора напряжения, он стоит дорого – 2 млн. сомов.
Местные СМИ, подавляющее большинство которых находятся под контролем властей, убеждают население в том, что могло быть еще хуже, приводя в пример Таджикистан, где света в домах нет по 18 часов. Тем более что на самом деле еще хуже вполне может быть: энергетики предлагают увеличить продолжительность отключений с 8 часов до 15 – для большей экономии. При этом, несмотря на обещания президента восстановить электроснабжение с началом отопительного сезона, сообщается, что зимой отключения света продолжатся, «если погода будет теплой». В народе по этому поводу шутят: «Теплой» погода будет считаться вплоть до –30 градусов.
Впрочем, кризис еще может нанести серьезный удар стране. Трудовые мигранты, работающие в России, перечисляют на родину около половины киргизского ВВП. По подсчетам экспертов, каждый гастарбайтер кормит примерно двух соотечественников, оставшихся на родине. Если Россию охватит череда банкротств и мигранты останутся без работы, ситуация в Киргизии значительно осложнится. Ситуация осложнится, если мигранты (а их, по различным данным, в России от 300 тыс. до 1 млн.) вернутся на родину. Работы в стране для них нет – такое количество озлобленных, сильных, активных людей может быть использовано политическими силами для достижения своих целей.
Отдельно надо отметить возможное падение спроса на киргизские товары – к примеру, текстиль, сырье, продукты, а также возможное уменьшение транзита через страну китайского ширпотреба и снижение инвестиционной активности россиян в Киргизии. Все это однозначно не сделает жизнь киргизов лучше.
Пока же финансовый кризис, обвалы индексов и котировок практически не волнуют население страны – оно занято выживанием.
Бишкек