0
2962
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.09.2008 00:00:00

Мирный договор необходим

Нобуо Симотомаи

Об авторе: Нобуо Симотомаи - профессор университета Хосэй.

Тэги: россия, япония, договор, война


россия, япония, договор, война Бывший житель Южных Курил рассказывает о своем детстве на островах.

В начале августа мне удалось посетить один из островов северных территорий, Кунашир, в рамках безвизовых обменов. Система таких обменов была создана 17 лет назад, в конце правления Горбачева. Для меня посещение этих территорий стало первым в жизни, несмотря на то что я профессионально занимаюсь исследованием японо-российских отношений. Население Кунашира – менее 7 тыс. человек, площадь 1,5 тыс. кв. км, то есть чуть больше площади Москвы. Этот остров хорошо виден с полуострова Сирэтоко, но чтобы добраться до него на судне от города Нэмуро, требуется целых четыре часа.

Когда я сошел на берег, у меня возникло ощущение дежавю. За исключением японских автомобилей с полным приводом, все напоминало мне Хоккайдо 1950-х годов. Настолько этот район показался мне далеким от всякой модернизации. В то же время бросилось в глаза, что начат ремонт некоторых дорог и порта в рамках полномасштабного освоения в соответствии с Программой развития Курил.

Жители острова, с которыми я общался, в первую очередь глава Южно-Курильского района Игорь Коваль, приняли нас тепло. Они проявили великодушное отношение, в том числе к достаточно острым аргументам японской стороны по территориальной проблеме, говорящим о незаконной оккупации островов. Еще я обратил внимание, что по сравнению с ухоженным японским кладбищем – вероятно, это объясняется возможностью свободных визитов, появившейся в последнее время, – расположенное по соседству русское кладбище заросло травой – наверное, на нем бывает меньше людей.

Застрявшая в горле кость

Перед июльским саммитом в Тояко на Хоккайдо президент Дмитрий Медведев заявил, что отсутствие мирного договора между Японией и Россией мешает развитию двусторонних отношений. В базовом документе «Концепция внешней политики Российской Федерации», опубликованном 15 июля 2008 года, также говорится о поиске Японией и Россией «общеприемлемого решения» и необходимости «завершения международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации».

Позиция президента Медведева, основанная на новых внешнеполитических принципах, говорящих о верховенстве международного права, содержит положительные элементы и имеет чрезвычайную важность. Проблема северных территорий – старая проблема, которая, словно застрявшая в горле кость, мешает созданию уже созревших новых японо-российских отношений. Лишь по причине этой проблемы сегодня, спустя 63 года после окончания Второй мировой войны, между нашими странами нет мирного договора.

Я не буду подробно говорить о дискуссии, касающейся исторических истоков этой проблемы. И все же, думаю, россиянам, пережившим распад СССР, понятны серьезность конфронтации вокруг «государственных границ», сложность проблемы для жителей региона, включая людей, которые были изгнаны с этой земли, а также важность юридической стабильности.

В 1945 году руководящую роль в политическом оформлении пространства, именовавшегося «Великой японской империей», несомненно, играли страны-союзницы. Потсдамская декларация, условия которой были приняты Японией, установила суверенитет Японии над островами Хонсю, Кюсю, Хоккайдо, Сикоку и «теми менее крупными островами, которые мы укажем». Но «мы», то есть страны-союзницы, так и не приняли общего решения по этому вопросу. Спор вокруг оформления пространства «постимперской» Японии стал первой искрой, которая вместе с ядерной бомбардировкой Японии положила начало холодной войне между США и СССР.

Об этом свидетельствует тот факт, что США и СССР признали раздел Корейского полуострова по 38-й параллели 15 августа, то есть в тот день, когда император Хирохито объявил о капитуляции Японии. Сталин вначале возражал США, требуя даже раздела Хоккайдо. После этого, опираясь лишь на внутреннее законодательство, он включил в состав СССР четыре острова, которые никогда не были российской территорией с тех пор, как впервые в истории государственная граница между Японией и Россией была определена по Трактату о торговле и границах 1855 года. С тех пор начался бесконечный спор, продолжающийся до настоящего времени.

Япония по Сан-Францисскому договору отказалась от Курильских островов (островов Тисима) в сентябре 1951 года, в самый разгар Корейской войны. Однако СССР не подписал этот договор, поэтому с точки зрения международного права до сих пор остается неясным, что понимать под Курильскими островами и кому они принадлежат. То есть это проблема, которая осталась нашему времени от эпохи двух войн – мировой и холодной, эпохи диктатуры и принуждения. В период холодной войны этой проблемы было достаточно для охлаждения двух стран по отношению друг к другу.

Переговоры по мирному договору, ведущиеся между Японией и Россией начиная с середины 1950-х годов, уже в течение более полувека, сами по себе достойны Книги рекордов Гиннесса. Эти переговоры, то прерывавшиеся, то снова возобновлявшиеся, можно уподобить людям, качающимся на двух качелях и пытающимся ухватиться за руки. В период холодной войны японские и советские качели двигались в противоположных направлениях. Япония, заключившая договор безопасности с США, и СССР не могли достичь полного согласия.

И все же будет несправедливым не сказать, что в советскую эпоху примерно один раз в 17 лет политики искали возможности взяться за руки. Ключевые моменты этих нескольких этапов - переговоры премьер-министра Итиро Хатоямы и первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и Совместная декларация 1956 года, встреча премьер-министра Какуэя Танаки и Леонида Брежнева в 1973 году, а также переговоры премьер-министра Тосики Кайфу и президента Михаила Горбачева в 1991 году.

Но эти три периода, когда напряжение холодной войны слабело и у Японии и СССР появилась возможность сближения, совпали по времени с периодами больших конфликтов в горячих точках на Среднем Востоке и в Восточной Европе, которые были более важны для Советского Союза. Разбираясь с этими серьезными кризисами, СССР отнес свои интересы в отношении Японии на второй план.

Известный исторический факт: 19 октября 1956 года, в день подписания Совместной декларации, Хрущев отсутствовал на церемонии в связи с принятием окончательного решения о военном вмешательстве в Польше. Японская сторона не знала о причинах отсутствия, но благодаря тому, что Хрущева не было, председатель Совета министров Булганин и другие лица подтвердили письмо Мацумото–Громыко, в котором говорилось о продолжении «переговоров относительно заключения мирного договора, включающего территориальный вопрос».

Визит Танаки в СССР в 1973 году совпал с четвертой войной на Ближнем Востоке, а переговоры 1990 года – с революцией в Восточной Европе и затем войной в Персидском заливе. Советскому руководству стало не до долгосрочного разговора с Японией, и возможность найти точки соприкосновения, что и так было сложно, оказалась утраченной.


В Японии большую популярность обрели Чебурашка и Достоевский.
Фото Андрея Терехова

Фундамент для улучшения отношений

После холодной войны японские и российские качели начали движение в одном направлении. В то же время 1990-е годы стали для обеих стран «потерянной эпохой». Япония боролась с последствиями крушения экономики «мыльного пузыря» и постоянными политическими кризисами, а Россия в дополнение к ранам, оставшимся после распада СССР, столкнулась с трудностями перехода к рыночной экономике, а это в том числе породило националистические настроения. Интересы и задачи руководителей обеих стран не совпадали друг с другом. Хорошие личные отношения между президентом Ельциным и премьер-министром Хасимото также были слабым фундаментом для принятия решения. Конец всему положил финансовый кризис, который произошел в России летом 1998 года.

С этой точки зрения политика стабилизации, проводившаяся режимом Путина, подготовила фундамент для улучшения японо-российских отношений. В частности, Японо-Российский план действий 2003 года послужил еще большему расширению сфер и диапазона двустороннего сотрудничества. Сблизились позиции сторон по самым разным вопросам, от терроризма до экологии. Стало ясно, что наиболее важным звеном японо-российского сотрудничества следующей эпохи будет энергетика.

На уровне общественного мнения двух стран тоже произошли изменения: в России большую популярность приобрели «суши и Харуки Мураками», а в Японии – «Чебурашка и Достоевский». В частности, самое большое изменение – это исчезновение представления, что наши страны – враги. Согласно любому опросу общественного мнения, в Японии первые места в списке стран, которые не нравятся японцам, сейчас, несомненно, занимают Северная Корея и Китай. Однако это не значит, что исчезла еще одна ловушка – безразличие друг к другу.

В последние годы советского периода начали проводиться симпозиумы, посвященные возможностям развития двусторонних отношений. Почти всегда они проходили по общему сценарию. Вывод почти всегда был заранее известен: у наших отношений есть большой потенциал; если мы сумеем соединить огромные ресурсы России с капиталами и технологиями Японии, то у двусторонних отношений будет прекрасное будущее. Когда участники дискуссии с японской стороны говорили, что для этого необходимо смелое решение политических проблем, российская сторона отвечала, что, когда произойдет вышеупомянутое соединение, тогда будут решены и «трудные проблемы». Однако в жизнь это почти никогда не воплощалось. На следующий день после конференции это представление рассеивалось как дым.

Хотя идеологический антагонизм исчез, сменившей его новой парадигме, то есть разговорам о помощи в переходе к рыночной экономике, по-прежнему было трудно заполнить разрыв между Токио и Москвой. Если посмотреть геополитически, то Владивосток ближе к Токио, чем Сеул или Шанхай. И все же в сознании людей это скорее не страна-сосед, а действительно «далекая заграница».

Существует мнение, что, даже если между Японией и Россией будет заключен мирный договор, в экономическом плане отношения не изменятся, и поэтому договор не нужен. Сторонники этого мнения говорят: «Ведь в период разрядки международной напряженности в 1970-е годы, хотя мирного договора между двумя странами не было, экономические отношения развивались. Тем более в эпоху глобализации экономика и политика – разные вещи».

Но приверженцы такого мнения забывают, что экономика – тоже совокупность отношений, состоящих из систем и договоренностей. Потому что юридическая договоренность означает, что такие отношения станут нормой, упорядочивающей заинтересованные стороны. Если не будет прочной межгосударственной юридической базы, то любой конъюнктурный бум рано или поздно закончится. Например, сейчас в Москве не увидишь и следа от былого расцвета японо-советской торговли периода разрядки.

Сейчас японо-российские торговые отношения стремительно развиваются. Экспорт из Японии, включая выход на российский рынок автомобильных компаний мирового уровня, за последние несколько лет вырос в разы. А импорт энергоресурсов из России сделает этот «пирог» еще больше. Это, в свою очередь, обернется ускорением модернизации российских Дальнего Востока и Восточной Сибири. В 2010-е годы японо-российские отношения достигнут другого уровня, в том числе в сочетании с технологическим сотрудничеством.

И Япония, и Россия – державы, гордящиеся своей историей. Для наших стран нехарактерно с легкостью идти на какие-то шаги, исходя из краткосрочной перспективы. И все же прошло уже 63 года с тех пор, как возникла эта проблема. Благоприятный поворот в экономических отношениях пока не может обеспечить сдвига в политике. Но, возможно, уже приходит время для решительных действий.

Пример российско-китайского урегулирования

Проблема мирного договора между Японией и Россией – это не только двусторонние отношения. Необходимо посмотреть на нее с точки зрения международного порядка в Восточной, точнее, в Северо-Восточной Азии. Как известно, в этом регионе долгое время, в течение нескольких тысячелетий, господствовали такие идеи, как конфуцианская иерархичность и китаецентризм. Их центром был Китай. Но когда пошатнулось господство династии Цин, на смену ей пришли не современное народное государство и порядок на основе международного права. Вмешался «империалистический» порядок. В Азии «западноевропейский шок», включая Россию, проявился в виде верховенства империализма и военной силы. Успеха в модернизации с трудом добилась лишь Япония, не являвшаяся центром Восточной Азии.

Понятием, противостоящим имперскому господству «силы», стал «социализм». В результате его победы международная система в Восточной Азии вступила в период холодной войны. Появились разделенные государства, как на Корейском полуострове, где ситуация переросла в ожесточенную войну между Югом и Севером, которая формально не окончена до сих пор. Современный международный порядок, состоящий из суверенных государств, и верховенство международного права стали вторичны. Этот регион пока не отвечает даже минимальным критериям в плане мира.

В этом смысле успех России и Китая в территориальном размежевании на основе нового международного права после холодной войны имеет неизмеримое значение. Примечательно заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что проблема государственных границ между Китаем и Россией, окончательно решенная в результате договоренности, достигнутой в ходе встречи на высшем уровне в Пекине в октябре 2004 года, станет «моделью для урегулирования пограничных конфликтов в других регионах», включая Японию. Успех Китая и России в налаживании равных государственных отношений стал серьезным импульсом для территориального размежевания, то есть заключения мирного договора между Японией и Россией – вопроса, который тогда переживал скорее период застоя.

Автор должен признаться, что эта договоренность стала большим стимулом и для него самого, в том числе во время работы в рамках Японо-Российского совета мудрецов. Я не говорю о том, что при решении проблемы границ между Китаем и Россией был применен принцип «пятьдесят на пятьдесят». Я говорю о том, что две державы, имеющие огромное влияние в формировании порядка в Восточной Азии, впервые достигли успеха в создании равноправных отношений на правовой основе. Родился оптимизм, что если это получилось у Китая и России, то это обязательно получится у Японии и России.

Завершить две войны

Россия – в том числе азиатская страна, всегда принимавшая участие в исторических судьбах Азии. В последнее время на международном уровне начались исторические исследования, посвященные послевоенному периоду, в частности периоду холодной войны. Любая страница современной истории немыслима без СССР. Московские архивы, хранящие «непредвиденное прошлое», – сокровищница для исследователей, в том числе Китая, Корейского полуострова, японо-американских отношений. Холодная война в Азии продемонстрировала, какое большое место занимала Москва в этом регионе. В то же время она показала, как руководители, никогда не посещавшие Азию и не знавшие ее, например, Сталин, играли ее судьбами и решительным образом меняли их.

Сейчас Россия реально является не только важным партнером, но и субъектом формирования порядка в Восточной Азии. Россия стала обязательным участником саммита АТЭС. И не только: в 2012 году она будет принимать этот саммит у себя во Владивостоке.

Путем шестисторонних консультаций, начавшихся в 2003 году, Япония и Россия смогли согласовать и синхронизировать свои позиции и действия по таким темам, как проблема Корейского полуострова и ядерное нераспространение. Эти консультации превращаются в новый механизм безопасности в Восточной Азии с центром на Корейском полуострове. С точки зрения безопасности в этом регионе стоит задача поиска и организации новой структуры после договоренности о прекращении военных действий в 1953 году. Сейчас есть вероятность, что эти вопросы будут перенесены с уровня министров иностранных дел на высший уровень. Хотя Япония не участвует в Шанхайской организации сотрудничества, в Японии и России вырабатывают позицию сотрудничества вокруг Центральной Азии.

Заключение японо-российского мирного договора имеет глобальное, всемирно-историческое значение, поскольку оно «окончательно завершит» две войны, Вторую мировую и холодную, в Восточной Азии. Сделав это, Япония и Россия смогут положить конец долгой 63-летней эпохе противостояния и безразличия и положить начало новой истории. Руководители и народы двух стран имеют политическую мудрость и мужество для того, чтобы сделать это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1722
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1071
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
779
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1057

Другие новости