«Чем лучше обстоят дела у России, тем богаче живет Латвия», – уверен глава латвийского парфюмерного предприятия Dzintars Илья Герчиков. Его уверенность разделяет и латвийский бизнес, и местные политики, включая тех, кто призывает к расширению натовского присутствия для защиты от потенциального агрессора с востока. От российских торговли и транзита при этом отказываться никто не собирается. Но и от дружбы с Грузией, и тем более США – тоже.
Кто первый?
После начала грузинской войны балтийские страны оказались между двух огней. С одной стороны, они дали клятву верности США, которые являются стратегическим партнером для Прибалтики, которая соответственно должна встать на сторону Грузии. С другой стороны, и торговля, и транзит, и энергоресурсы – это все Россия, и для сохранения активных экономических отношений надо было бы подумать о поддержке восточного соседа. Почему балтийские страны так сразу и так резко набросились на одного из основных гарантов собственного материального благополучия, сегодня никто точно сказать не может. Однако главная версия, озвучиваемая в неофициальных беседах, это невиданная активность США. Якобы Штаты еще никогда не были так настойчивы и однозначны, как при грузинской лихорадке.
Когда в конфликт вокруг Южной Осетии вмешалась Россия, страны Балтии возмутились одними из первых. Спустя всего пару дней после начала боевой операции в Тбилиси, чтобы поддержать Михаила Саакашвили, отправились лидеры балтийских стран и Польши. В то же время экс-министр иностранных дел Латвии Сандра Калниете через прессу обратилась с призывом к населению республики поехать в Грузию и организовать там живой щит. И это было только начало.
Пока старая Европа тщательно и осторожно продумывала свою позицию по грузино-российскому конфликту, балтийские государства вовсю выступали с осуждением Москвы. Так, Сейм Латвии спешно собрался на внеочередное пленарное заседание для того, чтобы принять осуждающую РФ декларацию. В ней парламентарии назвали действия России актом агрессии в отношении суверенного государства. «Начав войну с Грузией, Россия хотела показать свою силу Европе и CША, – сказал в интервью «НГ» депутат Сейма от консервативной партии «Новое время» Дзинтарс Закис. – Тот факт, что Латвия осудила эти действия, свидетельствует: демонстрация российских мускулов не осталась незамеченной!»
Еще дальше пошел парламент Эстонии – Рийгикогу. В принятой декларации в поддержку Грузии эстонские парламентарии сравнили Россию с нацистской Германией. «Рийгикогу привлекает внимание к тому, что, обосновывая военную агрессию против Грузии необходимостью защитить граждан России, Российская Федерация использует аргументацию, аналогичную той, которой Германия мотивировала нападение на соседние государства Чехословакию и Польшу и уничтожение их независимости. Возвращение к подобной аргументации вызывает серьезные опасения», – говорится в заявлении Рийгикогу.
Жестким заявлением отличился и президент Литвы Валдас Адамкус: «Мы не должны допустить второго Мюнхена. Тогда попустительствовали Гитлеру, и это привело ко Второй мировой войне, к колоссальной трагедии и миллионам человеческих жертв». Эти слова литовский руководитель произнес, уезжая в Тбилиси.
«Хорошо, что мы в НАТО!»
С тех пор прозвучало немало критических высказываний в адрес России и призывов к санкциям.
«Россия открыто идет на конфронтацию с Европой и остальным миром. Думаю, что настал момент рассмотреть вопрос об исключении России из «большой восьмерки» – такое мнение в разговоре с корреспондентами «НГ» высказал экс-министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс. «Ситуация в Грузии показала, что ни одна из стран не может чувствовать себя в полной безопасности, – продолжила тему в интервью «НГ» экс-министр обороны Латвии Линда Мурниеце. – Хорошо, что мы в НАТО».
Русская оппозиция наблюдала за процессами со стороны, ее тихий голос, призывающий обратить внимание на проблемы Южной Осетии, не зацикливаясь при этом на Грузии, тонул в гуле критики и страха. После того как механизм нагнетания обстановки был запущен, остановить его стало практически невозможно.
«Политики из стран Балтии радостно ухватились за тему агрессивной России, – говорит депутат Сейма Латвии Юрий Соколовский. – С того момента как Латвия обрела независимость, людей пугали тем, что СССР может вернуться и снова отнять у них свободу. Для этого, говорили они, надо вступить в НАТО и ЕС – только тогда мы сможем чувствовать себя в безопасности. Когда же мы вступили в эти организации, общество начало выдвигать политикам другие требования. А к этому они готовы не были. Ситуация в Грузии сыграла им на руку».
Массовую истерию подогрели еще и самолеты НАТО, охраняющие воздушное пространство Балтии. Совершенно неожиданно они начали совершать ежедневные полеты над столицами трех балтийских государств. Это обеспокоило местных жителей.
Как пояснили «НГ» в Министерстве обороны Латвии, эти полеты были запланированы еще до начала кавказской войны. Правда, как стало известно «НГ» из неофициальных источников, решение об увеличении полетов натовских самолетов было принято после того, как российские войска вошли в Грузию. Другими словами, напряжение в Прибалтике росло не по дням, а по часам. Продажи газет начали устанавливать новые рекорды, грузинскую тему обсуждали не только на трибунах, но и в подземных переходах и косметических салонах.
Социологические опросы, проведенные во время войны, показали, что число жителей Латвии, считающих Россию основной угрозой, за неделю боевых действий выросло с 25 до 35%. «Если Россия продолжит агрессивную политику на Кавказе, процент латвийцев, считающих эту страну угрозой, увеличится», – сказал один из авторов исследования, социолог Арнис Кактиньш.
Здравый смысл или экономический расчет
Для того чтобы остановить движение массового сознания в сторону «страшной» России и «доброй» Америки, необходим заметный стимул. Взять на себя такую роль, похоже, пытаются бизнесмены. Им как раз совсем не нравится прибалтийская истерия, как-никак в памяти еще свежи последствия войны памятников в Эстонии, когда экономика нашего соседа потеряла более 360 млн. долл.
«Латвия должна быть заинтересована в том, чтобы дела в России шли благополучно, – отметил в разговоре с «НГ» председатель правления АО «Дзинтарс» Илья Герчиков. – Это выгодно для нас прежде всего. Мы же активно экспортируем туда продукцию. Латвии не надо было так активно демонстрировать свою позицию по Грузии, можно было это сделать поскромнее. В Польше премьер-министр, отвечающий за экономику, отмежевался от заявления президента. А у нас получается, что политики живут отдельно от страны и ее народа, у них иные интересы, с благополучием народа, видимо, никак не связанные».
Президент литовского концерна MG Baltic Дарюса Моцкуса считает, что Россия – «большое амбициозное и агрессивное государство». И оно обязательно примет все возможные меры политического и экономического давления на страны, не согласные с ее политической точкой зрения. «Помня об энергетической и сырьевой зависимости Литвы, нам придется испытать весь арсенал этих мер», – добавляет Дарюса Моцкуса.
Правда, в Латвии идея о мести России при помощи ресурсов не очень популярна. Для России торговля нефтепродуктами и газом – тоже бизнес, и терять деньги ради воспитания соседей было бы чересчур. А вот экспорт пострадать может, ведь «народное волеизъявление», сопровождавшееся отказом от прибалтийских товаров, тоже не принесло местным предпринимателям ничего хорошего. К тому же российские тарифы и пошлины – дело такое же нестабильное и легко поддающееся корректировкам. Другой вопрос, почему прибалтийский бизнес, без поддержки которого не выжила бы ни одна партия, не может повлиять на политиков изнутри.
«Крупный латвийский бизнес заинтересован в хороших отношениях с Россией, и у него есть достаточно сильное влияние на правительство, – говорит политолог Ивар Иябс. – Закономерен вопрос: почему же тогда наша правящая элита решила сознательно пойти на «обострение» отношений с Россией? Думаю, что у президента и премьера просто не было выбора. Иначе пришлось бы ссориться с НАТО и США».
Крупные литовские предприниматели опасаются, что могут пострадать от экономических санкций России, вызванных жесткой позицией литовских политиков в оценке российско- грузинского конфликта. Комментируя позицию политических деятелей своей страны, литовские бизнесмены, как правило, не скупятся на критику.
Вильнюс–Рига–Таллин