0
2652
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.09.2008 00:00:00

Эффект домино

Давид Бабаян

Об авторе: Давид Бабаян - политический обозреватель, кандидат исторических наук, Степанакерт.

Тэги: нагорный карабах, независимость, нато


нагорный карабах, независимость, нато Жители Нагорного Карабаха надеются, что и на их улице когда-нибудь будет праздник.
Фото Юрия Симоняна

Может ли Нагорный Карабах после признания Россией Абхазии и Южной Осетии рассчитывать на независимость? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать последствия политического решения Москвы в региональных и глобальных процессах. Судя по всему, в ближайшей перспективе нас ожидает резкое усиление соперничества глобальных держав за влияние на Южный Кавказ. Заметно активизируются усилия стран Запада и властей Грузии по вступлению этой страны в НАТО и другие евроатлантические структуры. Южный Кавказ является своего рода мостом между Россией и Ираном в другой стратегически значимый регион – Центральную Азию. При этом надо отметить, что потеря Абхазии и Южной Осетии существенно не влияет на стратегическую важность территории Грузии.

Впрочем, из одной Грузии «мост» не построишь. Для того чтобы его задействовать, необходимо, чтобы к данной «конструкции» был «припаян» и Азербайджан, без которого невозможно выйти в Центральную Азию. Понятно, что в случае вступления Грузии в НАТО встанет и вопрос внешнеполитического будущего Азербайджана, который не скрывает, что видит свое будущее именно в евроатлантическом сообществе. После признания Россией бывших грузинских автономий в Азербайджане заговорили о необходимости ускорения процессов вступления в Североатлантический альянс. Может ли это повлиять на выбор Азербайджаном силового решения нагорнокарабахского конфликта? Хотя этот сценарий исключать нельзя, но ряд объективных причин делают выбор силового варианта малоперспективным. Между Азербайджаном и Нагорно-Карабахской республикой более 14 лет установлен баланс сил, и азербайджанский блицкриг против Карабаха с военной точки зрения невозможен. Во-вторых, пример Южной Осетии показал, что на сегодняшний день конфликт в регионе не будет локальным и в него могут быть вовлечены региональные и глобальные игроки со всеми вытекающими последствиями.

Если же предположить, что Азербайджан готов поменять внешнеполитическую ориентацию ради того, чтобы получить взамен возможность решить карабахский вопрос силой, то в этом случае к вышеуказанным объективным причинам прибавятся и другие. Во-первых, выбор такой политики будет иметь тактический, а не стратегический характер. Во-вторых, если Грузия станет членом НАТО, перемена внешнеполитического курса Азербайджана может еще более усугубить ситуацию, ведь потенциальный конфликт может стать региональным или глобальным.

К тому же, если Баку начнет боевые действия против Нагорно-Карабахской республики, может серьезно обостриться обстановка в самом Азербайджане, в районах компактного проживания нацменьшинств, таких как аварцы, лезгины и талыши. На сегодняшний день территория компактного проживания только этих нацменьшинств составляет около 16 тыс. кв. км (что почти в полтора раза больше территории Абхазии и Южной Осетии, вместе взятых) или более одной пятой территории Азербайджана, а их численность превышает 1,5 млн. человек.

Безусловно, после Косово Абхазия и Южная Осетия с правовой точки зрения стали очередными прецедентами достижения независимости бывшими автономиями – даже вопреки воле формального центра, что де-факто превратило косовский прецедент если не в закономерность, то в явную тенденцию. Получается, что большая часть из находящихся в геополитически активных зонах планеты непризнанных государств получили свое признание. С другой стороны, международное признание имеет место при совпадении правовых и политических аспектов. В данном контексте ожидать, что в самом ближайшем будущем независимость НКР будет признана, пока рановато. Международное сообщество должно еще «переварить» то, что случилось за последние 6–7 месяцев, когда были признаны Косово, Абхазия и Южная Осетия. Что касается самой НКР, то здесь уже избавились от так называемого комплекса непризнанности и страна развивается во всех отношениях, всецело опираясь на собственные силы и на потенциал армянской диаспоры. В Нагорном Карабахе уверены, что признание независимости республики является лишь делом времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1637
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3571
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2631
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2141

Другие новости