Выбор Пекина в качестве места проведения Олимпийских игр положил начало грандиозному национальному проекту.
Фото Reuters
Ветеран олимпийского движения Хуан Антонио Самаранч предсказал, что нынешние игры в Пекине будут «лучшими в истории Олимпиад». Поскольку на период правления Самаранча в МОК приходится значительная часть современной олимпийской истории, он, безусловно, знал, что необходимо для этого: огромные финансовые и людские ресурсы и безмерное желание отличиться. Все это, безусловно, есть у Китая, который рассматривает предстоящее мероприятие как важнейшее политическое событие, призванное усилить его престиж и влияние в мире.
Национальный проект № 1
Для страны, в результате напряженных усилий последних 30 лет буквально вырвавшейся из тисков бедности к относительному благополучию, а в силу своих размеров ставшей к тому же одной из самых мощных в мире, выбор Пекина в качестве места проведения Олимпийских игр положил начало грандиозному национальному проекту. Для руководства КНР, да и для всех китайцев это шанс показать всем, каким стал Китай, и возвестить о его новой роли в мире.
О том, каким ажиотажем сопровождается в Китае олимпийская тема, свидетельствует хотя бы то, что с 1992 года, когда впервые была подана заявка на проведение Игр, и по настоящее время свыше 4 тыс. китайцев получили имя Аоюнь, что в сокращенном виде означает Олимпийские игры.
По последним данным, Китай истратил на работы, связанные с Олимпиадой, 42 млрд. долл. (предшествующая афинская Олимпиада 2004 года стоила Греции 15 млрд. долл.). Немыслимая сумма, которую практически никто в мире в настоящее время не может себе позволить. И не скоро появится кто-либо еще, способный на такие расходы.
Но они в действительности и не требуются от стран, уже обладающих развитой городской инфраструктурой. Оказывается, большую часть указанных затрат составляют именно расходы на развитие городской инфраструктуры Пекина, где пройдет основная часть состязаний. Такова особенность грандиозных национальных проектов – в странах с большими средствами, сконцентрированными в руках государства, к ним приурочивают массу строительных инициатив. Под громкие проекты правительствам легче ассигновать средства. Что касается непосредственно Китая, то он одновременно с богатством (подчеркнем еще раз – в руках центральных властей) приобрел одновременно и страсть к рекордам. Ныне в Китае построен самый большой в мире мост – через Ханчжоуский залив, самая высокогорная железная дорога – в Тибет, самая скоростная дорога – на магнитной подвеске – к аэропорту в Шанхае и т.п. Ныне к этим рекордам добавился еще один.
В целом сделанное впечатляет. Например, в Пекине построен новый грандиозный терминал аэропорта стоимостью 3 млрд. долл., введены в строй сразу три линии метро, в том числе одна – до аэропорта, построены новые кольцевые автодороги, которые значительно облегчат доставку спортсменов и публики на олимпийские объекты. Игры, точнее, подготовка к ним, буквально преобразили китайскую столицу.
Приведенные цифры не включают затрат Китая на подготовку олимпийцев. Не секрет, что за эти годы в КНР создана собственная система подготовки спортивной элиты, в чем-то скопированная с ГДР и СССР, а в чем-то пошедшая дальше этих образцов. Показательно, что в ходе формирования команды на Олимпийских играх 2004 года в Афинах руководство китайского спорта сделало ставку на молодых спортсменов: если, мол, не победят на этих играх, то победят на следующих. Все сделано для триумфа в 2008 году.
Расходы на собственно спортивные арены и сооружения не так велики. Главный объект – национальный стадион на 80 тыс. мест под названием «Птичье гнездо» (по внешней форме сооружения, как бы сплетенного из железобетонных «былинок»). В нем пройдут церемонии открытия и закрытия, соревнования по легкой атлетике и некоторые другие. Он обошелся в 500 млн. долл.
В итоговом отчете организаторов Олимпиады о произведенных расходах сообщается, что на инфраструктуру израсходовано 26,4 млрд. долл., на окружающую среду – 10,5 млрд. долл., на спортивные сооружения – 2,5 млрд. долл., на операционные расходы выделено около 1,7 млрд. долл. и на безопасность – 500 млн. долл.
Бег с препятствиями
Обилие ресурсов, финансовых и людских, не избавило организаторов Игр от проблем. Часть из них была делом рук человеческих, другие существовали объективно. Как и в случае с московской Олимпиадой 1980 года, столь крупное мероприятие предоставило повод для политических демаршей и даже призывов к проведению бойкота. Их озвучили международные правозащитные организации, когда стало известно о выступлениях сторонников Далай-ламы в Тибете и сопредельных провинциях КНР и их подавлении силами порядка. В тех городах западных стран, где проходила эстафета олимпийского огня, прошли антикитайские манифестации.
В Палате представителей Конгресса США были внесены две резолюции (от республиканцев и от демократов) с требованием к президенту США бойкотировать Игры. В пользу бойкота выступили претенденты на Белый дом политики-демократы Хиллари Клинтон и Барак Обама, а также ряд влиятельных этнических организаций, известные деятели культуры (в их числе Стивен Спилберг и Ричард Гир). С таких же позиций выступили президент Европарламента Ганс-Герт Пёттеринг, президент Франции Николя Саркози и ряд восточноевропейских лидеров.
А вот как прореагировали на призывы к бойкоту в компании Nike, официальном спонсоре команды США: «Наше руководство, конечно, всецело за защиту прав человека, но сумма контракта настолько велика, что сборная США поедет на Игры в Пекин во что бы то ни стало».
Призывы к бойкоту осудил МОК, и они постепенно сошли на нет. В конечном счете все свелось к решению отдельных глав государств и правительств не участвовать в церемонии открытия Игр. Однако и этот президентско-премьерский демарш был скомпрометирован заявлением президента США Джорджа Буша на саммите G8 в Тояко: «Не приехать на открытие Олимпиады – значит оскорбить Китай». После этого даже президент Франции Николя Саркози переменил свое решение не ехать на Олимпиаду. Что касается Буша, то он подчеркнул свой восторг по поводу Игр и устроил торжественный ужин в Белом доме для группы отбывающих в Пекин спортсменов-олимпийцев. Президент США даже приостановил запрет на экспорт оружия в Китай, правда, сугубо в интересах американских стрелков. Многие эксперты связывают позицию Буша с общим улучшением американо-китайских отношений. На фоне усугубившегося финансового кризиса: роль Пекина в мировых финансах и его значение для благополучия США заметно возросли.
Более серьезную проблему создала угроза выступлений оппозиционных группировок, существующих внутри Китая, и даже терактов, устраиваемых подпольными группировками. Среди оппонентов власти весьма заметна религиозная секта Фалуньгун, систематически устраивающая антиправительственные акции как за рубежом, так и в самом Китае. По части терроризма в наибольшей степени проявляет себя сепаратистско-исламистское движение «За свободный Восточный Туркестан», проводившее взрывы и другие подобные акции не только в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, но и в Пекине.
Китайские службы безопасности стараются не дать шанс своим противникам. В целях нейтрализации потенциальных участников враждебных акций они провели «профилактические» аресты. Вместе с тем остается в силе предупреждение, исходящее от Интерпола: теракты во время игр возможны.
Флаги стран – участниц Олимпиады на Великой китайской стене. Фото Reuters |
Власти Китая неоднократно подчеркивали, что полностью гарантируют безопасность предстоящих Игр. И они же распространяют памятки о том, как вести себя в случаях терактов либо попыток захвата заложников. В преддверии Олимпиады на всех въездах в Пекин созданы контрольные пункты полиции, полицейские с собаками патрулируют станции метро, санкционированы проверки документов у подозрительных лиц. Вновь вводится требование продажи билетов на поезда и автобусы дальнего следования лишь по предъявлении удостоверения личности. Костяк всех служб безопасности на Олимпиаде создают 110 тыс. солдат китайской армии. В целом, как утверждают китайцы, они потратят на цели обеспечения безопасности меньше денег, чем было истрачено в Афинах, при этом обойдутся без помощи других стран (греки опирались на содействие НАТО).
В Пекине обнародованы правила поведения зрителей и участников Игр, которые запрещают пронос на трибуны не только опасных предметов, но и мегафонов, плакатов и флагов стран, не представленных на Играх и даже излишне крупноразмерных. Все это исключает возможность каких-либо демонстративных акций.
Известно, что для китайской публики выработаны дополнительные правила, направленные на пропаганду «цивилизованного» поведения. В числе советов китайским зрителям – предложение не поддерживать на стадионах свою команду слишком громко, ведь это обидит иностранцев, у которых гораздо меньше своих болельщиков.
В Пекине всегда серьезную проблему создает загазованность. Ведь вокруг много предприятий, использующих в качестве топлива каменный уголь. Кроме того, новообретенное благополучие горожан привело к тому, что улицы переполнены автомашинами. Всего в Пекине 3,3 млн. автомашин. Год назад смог на улицах города дал повод для призывов к бойкоту или отмене Игр. Однако у Оргкомитета Олимпиады нашелся рецепт борьбы с загрязнением воздуха. Накануне Игр в Пекине и близлежащих городах прекратили работу сотни предприятий. Дорожная полиция убрала с магистралей до 45% личного транспорта сравнительно простым способом: по одним дням пропускают машины с четными номерами, по другим – с нечетными.
Есть, однако, проблема, которую не поможет решить китайская сверхорганизованность, – климатическая. На август, по крайней мере на его первую половину, приходится самая жаркая и душная часть лета – футянь. В это время температура воздуха может доходить до 40 градусов по Цельсию, а влажность – до 90–100%. Это настолько неблагоприятный для физических нагрузок сезон, что к соревнованиям надо готовиться только в схожих условиях либо это скажется на показателях.
В предвкушении триумфа
Пекинские Игры будут более масштабными, чем предыдущие. В рамках Олимпиады разыгрываются 302 комплекта медалей по 28 видам спорта. Соревнования пройдут не только в Пекине, но и в Циндао (водные виды спорта) и Сянгане (Гонконге), где состоятся конные состязания. В Шанхае, Циньхуандао, Тяньцзине и Шэньяне пройдут футбольные матчи.
В настоящее время в мире насчитывается 205 национальных олимпийских комитетов, но сколько всего команд они пошлют на Игры, должно быть уточнено буквально в последние дни перед их началом. Всего в Олимпиаде примут участие 10 500 спортсменов (немного меньше, чем в Афинах). Прибудут около 450 тыс. зрителей из других стран и 2,5 млн. – из Китая. Игры будут смотреть 4 млрд. телезрителей (еще одна рекордная цифра).
Российская команда будет насчитывать 476 спортсменов, а вместе с тренерами и техперсоналом – до одной тысячи человек. Как сообщил президент Дмитрий Медведев на встрече 21 июля с председателем КНР Ху Цзиньтао, российских болельщиков на Играх «возглавит» глава правительства Владимир Путин.
Девиз Олимпиады в Пекине «Один мир – одна мечта» в меньшей степени касается расчетов каждой команды на медали Игр – они не совпадают. По словам председателя Российского Олимпийского комитета Леонида Тягачева, российские спортсмены намерены побороться с китайскими за общее количество медалей. Они рассчитывают на 85 медалей. (В Афинах Россия получила 92 медали, в том числе 27 золотых. У китайцев были 63 медали разного достоинства, включая в том числе 32 золотые.)
В то же время российские притязания на «золото» скромнее китайских. Так, некоторые эксперты в составе команды предсказывают россиянам 30 золотых медалей. Китайская команда насчитывает около 600 спортсменов. Близкие к ней эксперты утверждают, что перед спортсменами поставлена задача завоевать 40 золотых медалей. Если действительно так и произойдет, это будет спортивный триумф. Правда, в публичных заявлениях официальные лица КНР держатся «скромнее» и предсказывают результат «не хуже афинского».
Но, разумеется, к этому соперничеству дело не сводится. Пока неясно, как явное усиление китайской команды отразится на положении команды США, набиравшей наибольшее количество золотых медалей на всех Олимпийских играх последнего времени.
Как считает один из руководителей Олимпийского комитета США Джим Шерр, в прошлом олимпийский чемпион, нынешние Игры «станут одними из самых соревновательных и захватывающих за всю историю». При этом, по его словам, «имея преимущество выступления на «домашней площадке» и огромных ресурсов, брошенных в свою олимпийскую программу, Китай должен рассматриваться в качестве фаворита в борьбе за общее число медалей». Как считает Шерр, «Россия также сильно выступит, вероятно, сильнее, чем многие думают».