Заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Титов анализирует в интервью «НГ» положение Косово в связи с начавшейся там реконфигурацией международного присутствия, роль Евросоюза в урегулировании конфликта, а также комментирует ситуацию вокруг Боснии с учетом отказа западных стран закрыть аппарат Высокого представителя и отменить его чрезвычайные полномочия.
– Владимир Геннадиевич, как вы оцениваете прошедшие на днях в Москве переговоры с министром иностранных дел Сербии Вуком Еремичем? Какие вопросы обсуждались?
– Переговоры подтвердили высокую динамику наших отношений. Обсуждались как вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере стратегических энергопроектов, так и ряд внешнеполитических тем с упором, разумеется, на ситуацию вокруг Косово. По последней проблеме мы проговорили также параметры новых программ по оказанию Россией гуманитарной помощи жителям Косово и восстановлению там православных святынь.
– Некоторые эксперты прогнозируют постепенное размывание позиции Сербии по Косово с учетом прихода к власти коалиции, ориентированной на тесное взаимодействие с Европейским союзом. Какова ваша оценка?
– Нюансы в позиции нового правительства, конечно, возможны. Но не думаю, что сербский народ захочет разменять посулы евроинтеграции на утрату части своей страны. Господин Еремич однозначно заявил, в том числе публично, что новое сербское правительство не изменит подходы к проблеме Косово, которые базируются на национальном консенсусе. Он информировал также о намерении Сербии в сентябре запросить через Генассамблею ООН заключение Международного суда в Гааге о нелегитимности одностороннего провозглашения независимости Косово. Считаем эту инициативу своевременной и правильной.
– Как вы комментируете начавшуюся реконфигурацию международного гражданского присутствия в Косово в обход Совета Безопасности ООН? Какие шаги намерена предпринять российская дипломатия в связи с этим?
– Решение генерального секретаря ООН о начале реконфигурации международного гражданского присутствия вызывает у нас серьезную озабоченность. Любые шаги по столь важному вопросу, как переформатирование Миссии ООН в Косово (МООНК), должны осуществляться исключительно с санкции Совета Безопасности ООН и при наличии ясно выраженного согласия сторон. Своими действиями руководство Секретариата ООН превысило свои полномочия, присвоив себе прерогативы Совета Безопасности.
Произвольно принятые решения по реконфигурации Миссии ООН, не будучи подкрепленными авторитетом СБ ООН, приводят к неразберихе и хаосу в сфере международной деятельности в крае, трактуются и используются для окончательного свертывания миссии в нарушение резолюции 1244 СБ ООН.
Такое положение чревато полной дезорганизацией внешнего контроля над Приштиной, необходимого для ее принуждения к решению действительно животрепещущих проблем положения неалбанского населения и стабилизации обстановки в крае.
Разумеется, мы продолжим активную работу в СБ ООН по противодействию такому развитию. Именно в этом ключе вели разговор на заседании Совета Безопасности 25 июля, когда рассматривался очередной доклад Миссии ООН. Думаем и о дополнительных мерах, если в результате ревизии мандат МООНК не будет иметь ничего общего с ее первоначальными задачами, определенными в резолюции 1244, а сама миссия превратится в фикцию.
Сербское правительство заявляет о готовности находить компромиссные решения по составу и задачам международных присутствий в крае в диалоге с руководством ООН. Считаем, что нет аргументов препятствовать такому диалогу, чтобы найти приемлемое решение и вернуть ситуацию в легитимное русло.
– Имеет ли МИД России контакты с руководством Миссии ЕС в Косово (EULEX), Спецпредставителем ЕС, Международным представителем Питером Фейтом и Международной руководящей группой по Косово? Каковы перспективы налаживания сотрудничества с указанными структурами?
– Эти структуры не являются законными, они разворачиваются без решения на то СБ ООН, нацелены на реализацию так называемого «плана Ахтисаари» по становлению косовской квазигосударственности, который, как известно, не получил поддержку Совета Безопасности. Поэтому контактов с этими институтами мы не имеем, исходя из правовых аспектов и из соображений практической нецелесообразности. По большому счету, занимая односторонний подход, они работают не на стабильность в регионе, а на закрепление конфликтного потенциала.
Что касается роли ЕС в регионе, то мы в принципе не возражаем против ее усиления с учетом стремления балканских стран, в том числе Сербии, к членству в Евросоюзе. Но осуществляться эта его роль должна в рамках международного права, а соответствующие еэсовские структуры встраиваться в Миссию ООН при согласии Белграда и, соответственно, с одобрения Совета Безопасности. При таком варианте мы могли бы продуктивно сотрудничать с еэсовской миссией как частью МООНК. Не понятно, почему наши партнеры упорно не хотят действовать по правилам.
– В Косово в полицейских силах ООН служат несколько десятков россиян. Будут ли они отозваны в связи с начавшейся реконфигурацией?
– Пребывание российских полицейских в крае зависит от того, что будет происходить дальше. Если международные присутствия начнут действовать, по сути, в нарушение резолюции 1244, то мы не можем безучастно взирать на это. Многое будет зависеть и от мнения Белграда, поскольку Сербия – принимающая международные присутствия страна.
– Видите ли вы необходимость в принятии новой резолюции по Косово?
– Такой необходимости нет. На сегодня все аспекты урегулирования, если добросовестно и непредвзято подходить к ситуации, предусматриваются резолюцией 1244. Она во многом не выполнена, особенно в части обеспечения прав и нормализации жизни неалбанского населения, возвращения сербских беженцев и, наконец, политической развязки. Из резолюции прямо вытекает, что по статусу Косово надо искать компромисс между Белградом и Приштиной.
– Как вы комментируете итоги последнего совещания Руководящего комитета по выполнению мирного соглашения в Боснии и Герцеговине? Что на ваш взгляд является препятствием для закрытия аппарата Высокого представителя в БиГ? Не связано ли это с намерением некоторых стран использовать чрезвычайные полномочия Высокого представителя против сербов в случае попыток пойти по пути самоопределения по «косовскому сценарию»?
– Мы не удовлетворены итогами июньского заседания Руководящего комитета по выполнению мирного соглашения в Боснии и Герцеговине. Оно стало еще одним подтверждением отхода наших партнеров от ранее согласованной линии на закрытие аппарата Высокого представителя, отмену его чрезвычайных полномочий. При этом объективная оценка ситуации в стране и выполнения условий для закрытия АВП такова, что уже сейчас необходимо трансформировать его в миссию Евросоюза.
Конечно, наши партнеры боятся «косовского прецедента». Отрицая это на словах, на деле они хотели бы подстраховаться. Чрезвычайные полномочия Высокого представителя нужны и тем, кто хотел бы видеть перекройку Дейтона, насильственную централизацию страны, ее превращение в унитарное государство без согласия на то проживающих в Боснии и Герцеговине сербов. Верно, что главное давление оказывается на них, хотя никаких намерений выйти из состава БиГ, развалить страну у них нет.
– Как вы в целом оцениваете ситуацию на Балканах? С какими рисками, на ваш взгляд, сталкивается сегодня регион?
– Ситуация на Балканах остается противоречивой. Разумеется, по сравнению с еще недавним прошлым налицо заметный прогресс в плане укрепления мира и безопасности, устойчивого экономического развития. Нормализуются отношения между балканскими государствами, формируются механизмы многостороннего сотрудничества, улучшается атмосфера в сфере межнациональных отношений.
В то же время в регионе сохраняется кризисный потенциал, опасность рецидива межэтнических конфликтов, способных дестабилизировать ситуацию между и внутри отдельных государств. Косовский «пример» уже сейчас дает о себе знать в регионе. В последнее время наблюдается усиление сепаратистских тенденций среди албанского населения на сопредельных с Косово территориях.
Помимо сепаратизма, экстремизма, радикального национализма, негативными факторами на Балканах по-прежнему являются организованная преступность, в частности торговля оружием, людьми, наркотрафик. В ряде районов создается благоприятная почва для деятельности различных экстремистских организаций, что является потенциальным очагом распространения терроризма.
Все это говорит о том, что международному сообществу необходимо продолжать скоординированные усилия с целью дальнейшей стабилизации ситуации на Балканах. Россия к этому готова.