Наши критики зачастую называют ООН «дискуссионным клубом» для 192 стран, и мне запомнилось, как кто-то однажды сказал, что «даже самый незначительный вопрос обсуждается здесь до бесконечности».
Однако настоящая ООН, практически незнакомая широкой общественности, – это ООН, ориентированная на конкретные дела. Эта настоящая ООН кормит 90 млн. человек в более 70 странах, оставаясь для голодающих последней надеждой на то, что они не умрут голодной смертью. Она способствует ликвидации подтачивающих здоровье болезней, таких, как оспа и полиомиелит, и обеспечивает вакцинацию 40% детей мира. Ежегодно на оказание чрезвычайной помощи в случае стихийных бедствий она выделяет 2 млрд. долл. США и содержит вторую по численности армию в мире – глобальные миротворческие силы в составе 120 000 храбрейших мужчин и женщин, которые готовы выполнять задачи там, где другие не хотят или не желают делать этого.
В ходе моих поездок, зачастую в наиболее неблагополучные районы мира, я всегда стараюсь разглядеть за фактами и цифрами лица реальных людей. Недавно на кинофестивале в городке Джэксон-Хоул, штат Вайоминг, я представил нескольких из встреченных мною людей голливудским сценаристам и режиссерам, которые хотели бы знать больше об ООН.
Одной из них была молодая канадская женщина из ЮНИСЕФ – учреждения ООН, которое занимается защитой благополучия и прав детей во всем мире. Ее звали Перниль Айронсайд. Ее занятие – в составе небольшой группы работать в отдаленных восточных районах Демократической Республики Конго. Там она встречается с «военными баронами» и требует возвратить «детей-солдат» – мальчиков, а иногда и девочек в возрасте от 8 до 10 лет, которые были завербованы или похищены для участия в затяжных партизанских войнах в этой стране. И очень часто она добивается успеха. За последние несколько лет миссия Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго освободила 32 000 из приблизительно═35 000 таких детей. Перниль надеется к концу года вернуть оставшихся детей.
Я представил также Кэти Остен, специалиста Организации Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли оружием, которая большую часть последнего десятилетия занимается отслеживанием незаконных торговцев оружием, действующих в Демократической Республике Конго и в других зонах конфликта по всей Африке. В результате ее самоотверженных усилий предполагаемый руководитель одной из крупнейших мировых сетей незаконной торговли оружием Виктор Бут был недавно арестован в Таиланде по обвинению в терроризме.
Ишмаэл Беа, активно занимающийся от имени ЮНИСЕФ защитой детей, пострадавших от войн, рассказал о своей жизни в качестве солдата-ребенка в ходе 10-летней гражданской войны в Сьерра-Леоне. Благодаря реабилитационной программе ООН ему не только удалось выжить, но и наладить плодотворную жизнь после того, как он приехал в Америку, окончил колледж Оберлин и написал бестселлер о своем жизненном опыте.
О своей жизни также поведала молодая женщина из Сьерра-Леоне Мариату Камара. Когда ей было 12 лет, повстанцы убили ее родителей, а ей, как это случается со многими тысячами других детей, отрубили руки. Мариату, также при содействии ООН, удалось выжить. В настоящее время она живет в приемной семье в Торонто и учится в колледже. Периодически она приезжает на родину, где рассказывает о своей жизни, а также о деятельности ЮНИСЕФ по всему миру.
На своем посту я встречаю много других людей в этой настоящей ООН, которые зачастую не столь известны, но не менее бескорыстны и самоотверженны. Действительно, наша самая важная работа часто является самой незаметной.
Совершив этой весной поездку в Западную Африку, я увидел, как в Либерии группы ООН пытаются помочь правительству страны восстановить после многолетней войны самые базовые социальные службы: электро- и водоснабжение, объекты санитарии и школы. В Кот д'Ивуаре я встретился с советниками Организации Объединенных Наций, которые оказывают разъединенной конфликтом стране помощь в проведении выборов и вступлении в новую эру подлинной и прочной демократии.
В Буркина-Фасо, расположенной к югу от наступающей пустыни Сахара, ООН обеспечивает доставку дизельных генераторов в деревни, где нет электричества. Генераторы используются для помола зерна, снижая остроту проблемы голода, и для подзарядки сотовых телефонов, что позволяет местным фермерам поддерживать контакты с региональными рынками и принимать решения о том, что и когда сеять. Как правило, эти небольшие предприятия принадлежат женским коллективам, благодаря чему повышаются их авторитет и статус в общинах. Именно такими малыми делами мы изменяем мир.
Иногда я задаюсь вопросом, как мне, выросшему в бедной корейской семье в деревне, разрушенной войной, где мои родители часто не знали, чем будут в следующий раз кормить своих детей, удалось оказаться в столь привилегированном положении и однажды стать частью этой благородной миссии.
А что до «дискуссионного клуба» в районе Тёртл-Бей, где расположены центральные учреждения ООН, то давайте не забывать, что дискуссии иногда также помогают достигать конкретных результатов.
Именно дискуссии позволили развернуть миротворцев ООН в 18 странах на четырех континентах. Именно дискуссии позволяют мобилизовывать средства и осуществлять программы снабжения продовольствием для многочисленного голодающего населения мира. Именно дискуссии знаменуют собой первые шаги стран мира по решению проблем изменения климата и мирового продовольственного кризиса и повседневных задач, связанных с гуманитарными кризисами.