Астана становится новым центром международной жизни.
Фото Виктории Панфиловой
Российский президент Дмитрий Медведев недавно посетил Астану, где с размахом праздновали юбилей новой столицы Казахстана и день рождения Нурсултана Назарбаева. Казахстан – традиционный надежный партнер России. А через два года страна станет председателем ОБСЕ. Региональный лидер выходит на высокий международный уровень. О текущем моменте и перспективах Казахстана в интервью «НГ» рассказал бывший заместитель главы МИДа, а ныне советник президента РК по международным вопросам Ержан Казыханов.
– Визит российского президента Дмитрия Медведева в Казахстан наверняка был не только визитом вежливости, связанным с днем рождения Нурсултана Назарбаева. Обсуждались ли деловые вопросы?
– Конечно. В мае нынешнего года Нурсултан Назарбаев выдвинул идею об объединении экономик двух стран. Сейчас товарооборот между двумя странами составляет 17 миллиардов долларов, но это не предел. Обе страны с будущего года переходят на трехлетний бюджет, поэтому предлагается иметь долгосрочную стратегию на 10-летний период. Кроме того, договорились о включении казахстанских космонавтов в программу космических полетов.
Президенты обсудили также тему ВТО. В нынешних условиях России и Казахстану логичнее было бы это делать в рамках таможенного союза. Президенты дали поручение главам правительств выработать механизм вступления и решить, будем ли мы в ВТО вступать вместе. Кроме того, договорились о создании рабочей группы по инновациям. Президенты сошлись на том, что наши страны в технологическом, инновационном плане серьезно отстали от развитых государств на 40–50 лет. На август запланировано первое заседание рабочей группы.
Уже в сентябре предстоит двусторонняя встреча президентов в рамках форума приграничных территорий, который состоится в Актобе (Актюбинск. – «НГ»). Если прежде на форуме встречались главы приграничных областей, то на этот раз формат будет расширен. Россия предложила добавить Москву, Санкт-Петербург, Свердловскую область и Татарстан, Казахстан – Алма-Ату, Астану и Карагандинскую область.
Традиционная площадка для переговоров – СНГ, ОДКБ и ШОС. Кстати, в ходе саммита Шанхайской организацией сотрудничества будут рассматриваться заявки о принятии новых членов в организацию, которые поступили со стороны Ирана, Пакистана, Индии. Насколько мне известно, не все приветствуют расширение ШОС. Поэтому мораторий на прием новых членов будет продлен. Но для стран-наблюдателей появится новый статус – партнер по диалогу. Это еще не член организации, но уже и не наблюдатель.
– Не так давно Нурсултан Назарбаев вернулся к своей идее создания Евразийского союза...
– Евразийский союз – цель, к которой надо стремиться. Сейчас речь идет об экономической интеграции на евразийском пространстве. Но помимо экономики совместно надо решать проблемы безопасности, наркотрафика, нелегальной миграции, терроризма.
– На прошедшей недавно в Астане Парламентской ассамблее ОБСЕ была принята резолюция по Грузии, которая призывала Россию прекратить поддержку Южной Осетии и Абхазии. Почему Казахстан воздержался?
– У Казахстана с Грузией хорошие экономические отношения. В экономику Грузии Казахстан инвестировал до 100 миллионов долларов. В этой республике работают казахстанские нефтегазовые компании. Есть проекты в транспортной сфере, строительной и ряде других. Что касается вопросов Абхазии и Южной Осетии, то Казахстан старается придерживаться сбалансированной позиции. Мы уважаем принцип территориальной целостности государств. В то же время мы смотрим на те механизмы, которые имеются по урегулированию конфликтов, и исходим из того, что к решению этих вопросов надо подходить мирным путем.
– Как Казахстан видит перспективу сотрудничества с НАТО?
– Казахстан не собирается вступать в НАТО! Но у нас есть ряд совместных с альянсом программ, в частности индивидуального партнерства с НАТО. Подобные программы имеют Россия, Украина и ряд других стран СНГ. Но из стран Центрально-Азиатского региона только Казахстан разработал такую программу. Мы полностью поддерживаем мандат ИСАФ (Силы содействия международной безопасности. – «НГ») в Афганистане. Мы считаем, что НАТО играет важную роль в процессе урегулирования в этой стране. Для нас чувствительна проблема Афганистана. Тот формат сотрудничества Казахстан–НАТО, который имеется на сегодня, не вызывает ни у кого серьезных опасений.
– Собирается ли Казахстан закупать на Западе систему ПВО?
– Мы не исключаем сотрудничества в военно-технической сфере со всеми государствами мира, но только в том случае, если это не противоречит нашим интересам безопасности и интересам наших партнеров и союзников. Если какие-то стратегические закупки осуществляются по вопросам военно-промышленного, оборонного комплекса, то это исходит из наших обязательств, которые мы имеем в нашем регионе.
– Осложнений с Китаем у Казахстана не предвидится?
– Несколько лет назад в истории двух государств было достигнуто историческое соглашение о делимитации границы. С тех пор сотрудничество между странами идет по нарастающей. Лидеры двух стран встречаются до четырех раз в год. В этом году переговоры пройдут в августе, когда Назарбаев примет участие в Олимпийских играх. Товарооборот с Китаем чуть меньше, чем с Россией, – 10 миллиардов долларов. Но мы намерены эту цифру удвоить. Построен нефтепровод Атасу–Алашанькоу из Казахстана в Китай, пропускная способность которого 10 миллионов тонн нефти в год с потенциалом до 20 миллионов тонн. Также в Казахстане начинается строительство ветки газопровода Туркмения–Китай. Общая протяженность его превысит 7000 километров, из которых 200 километров пройдет по туркменской, 500 километров – по узбекской, 1300 километров – по казахстанской территории.
Расширяются возможности приграничных пунктов перехода, железнодорожное сообщение с Китаем. Есть одна тема, которая нас беспокоила, – это эффективное использование трансграничных водных ресурсов. Речь идет об Иртыше. Но 26 июня в Астане министр иностранных дел Китая Ян Цзечи заверил, что Пекин готов приложить усилия для решения этой проблемы в ближайшее время.
– А что с идеей Центрально-Азиатского союза?
– В современном мире бороться с проблемами в одиночку невозможно. Создание ЦАС позволило бы решить общие проблемы – экономические, торговые, транспортные, безопасности. Здесь проживают 55 миллионов человек. Кому интересен 15-миллионный Казахстан как рынок сбыта?! Если нас будут рассматривать как регион, как единое целое, тогда мы будем более привлекательны и услышаны. Необходимо найти приемлемый механизм, чтобы объединение стало жизнеспособным. Впрочем, есть четкое понимание того, что объединяться надо. Нас поддержали Таджикистан и Киргизия. У Туркмении и Узбекистана собственная позиция. Причем наиболее тесный уровень экономического, торгового и политического сотрудничества имеется лишь у Казахстана и России. Мы можем начать с объединения наших стран, а остальные пусть примыкают!
Астана–Москва