0
1592
Газета Дипкурьер Интернет-версия

30.06.2008 00:00:00

У "Бэмби" оказалась крепкая хватка

Хуан Кобо

Об авторе: Хуан Кобо - испанский политолог и журналист.

Тэги: испания, рождаемость, иммигранты


Недавно Национальный институт статистики Испании сообщил очередную сенсационную новость: к началу 2008 года население страны превысило отметку в 46 млн. человек. Если учесть, что из-за резкого сокращения рождаемости население Испании до конца 90-х годов никак не могло перевалить отметку в 40 млн., то очевидно, что речь идет о важном событии. Сдвиг тем более важен, что на рубеже ХХI века специалисты ООН прогнозировали Испании опаснейший демографический кризис. Было подсчитано, что численность испанцев будет быстро и неуклонно сокращаться, экономике страны не будет хватать рабочих рук, особенно это скажется на социальной сфере, где, в частности, не будет хватать средств для выплаты пенсий и пособий.

Однако начавшийся в середине 90-х после затяжного экономического кризиса очередной цикл оживления привел к тому, что за Пиренеи в поисках работы и лучшей доли хлынул поток рабочих-иммигрантов. Главным образом из Латинской Америки и Северной Африки (особенно Марокко), а в последние годы и из Восточной Европы (преимущественно Румынии). В последнее время более половины притока иммигрантов – европейцы, что облегчает их адаптацию к испанским условиям.

Почему испанцы во второй раз поддержали Сапатеро?

До последнего времени Испания занимала первое место в Европейском союзе по темпам экономического роста (более 4%), количеству создаваемых рабочих мест, положительному балансу доходов и расходов, росту фондов на социальное обеспечение. Признано, что важнейший вклад в это внесли иммигранты, которые, составляя ныне чуть более 11% населения страны, только в последние шесть лет обеспечили ей 38% объема роста ВВП. В частности, они вносят 7,4% средств в систему социального страхования, но при этом потребляют из него не более 0,5%, ибо среди них нет пенсионеров (им в среднем от 16 до 44 лет), они мало болеют, старательно работают (хотя, естественно, бывают исключения) и т.д.

Так, Испании удалось избежать тяжелых проблем, связанных с наступавшим демографическим кризисом. И это, несомненно, связано с политикой, которую проводило в отношении иммиграции социал-демократическое правительство Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. В первый период правления (с марта 2004 года по март 2008 года) Сапатеро сделал все возможное, чтобы легализовать массу нелегальных иммигрантов, работавших в стране до прихода его правительства к власти, сделать их законопослушными налогоплательщиками, максимально интегрировать в жизнь испанского общества. И хотя, как и во всех других странах, приток чужаков ведет к некоторому росту напряженности, в Испании это не стало серьезной проблемой, сохранился «мир под оливами».

Консервативные силы, и особенно ультраправые круги, стремятся спекулировать на этой теме, утверждая, что среди иммигрантов якобы много преступников, что они лишают работы коренных жителей. Однако эти утверждения не находят особого отклика у большинства испанцев, равно как и то, что экономические успехи Испании – плод усилий предыдущего консервативного правительства Хосе Мариа Аснара, проводившего четко выраженную неолиберальную линию в экономике.

Времена «тучных и тощих коров»

Большинство испанских экспертов считают, что основой быстрого роста страны стал не только мировой цикл быстрого развития экономики, начавшийся еще при Аснаре и продолжившийся после него, но и удачная политика правительства Сапатеро, стратегом которой стал не склонный к экономическим авантюрам популистского толка бывший комиссар ЕС по экономике, ныне вице-премьер Педро Сольбес. Достижения испанцев в этой сфере, хотя, естественно, на ее счет хватает критиков как справа, так и слева, подтверждают оценки крупных международных организаций и всемирно известных ученых.

Показателем того, что большинство испанцев поддерживают экономическую и социальную политику Сапатеро стал, безусловно, тот факт, что в марте 2008 года его партия в очередной раз убедительным образом победила на выборах свою основную соперницу – консервативную Народную партию. Испанцы проголосовали за продолжение политики, которая позволила Испании продолжить модернизацию, обогнать по доходам на душу населения Италию, приблизившись к Франции и Германии, внести ряд социальных улучшений в положение наименее обеспеченных слоев. Показательно, что Сапатеро не стал особенно менять состав кабинета. Не считая несколько экстравагантного назначения на пост министра обороны Карме Чакон, которая вступала в должность перед войсками на седьмом месяце беременности.

Примечательно и то, что испанцы снова поддержали социал-демократов, хотя ситуация в стране сейчас резко изменилась. Еще до выборов – в конце 2007 года – в Испании прекратились времена «тучных коров». Началось медленное, но для многих испанцев уже вполне ощутимое вползание в экономический кризис, который в Мадриде пока предпочитают называть замедлением темпов роста. Почти остановилось жилищное строительство, которое имело явно чрезмерные масштабы и спекулятивный характер. Это сказалось на смежных отраслях, стали испытывать затруднения другие сферы экономики, подскочила безработица и т.д. И, судя по всему, это только начало. Правительство срочно принимает меры. В частности, оно провело встречу с представителями крупнейших профсоюзов и союзов предпринимателей и заручилось поддержкой этих мер, сделав упор на том, что они ни в коем случае не ударят по наименее защищенным слоям. Кроме того, оставшимся без работы, а потому решившим вернуться на родину иммигрантам обещана оплата их возвращения и немалые пособия за их труд в Испании.

Всем ясно, что кризис не вызван, собственно, политикой правительства, а является частью глобального общемирового процесса. Но, как бы то ни было, никто не сомневается, что это усложнит задачи правительства Сапатеро на втором этапе его правления.

Консерваторы меняют тактику

Однако это может быть компенсировано тем, что в Испании ослабнет внутриполитическая напряженность, которая была слишком высокой в 2004–2008 годах. Дело в том, что Народная партия все это время проводила конфронтационную политику в отношении Сапатеро. Ее руководитель Мариано Рахой, человек по натуре нежесткий и склонный к компромиссам, но назначивший его на пост лидера партии Аснар предварительно окружил его своими людьми, навязавшими ему агрессивную линию.

В Испании, как известно, нет серьезной ультраправой партии. Дело в том, что эта сила ранее влилась в Народную партию. И люди Аснара выражали интересы этой довольно ограниченной части общества. В результате все последние четыре года консерваторы, утверждавшие, что проиграли выборы 2004 года «случайно» – из-за произошедших как раз накануне терактов «Аль-Каиды» в Мадриде, отказались от нормальной оппозиционной деятельности. Консерваторы по любому случаю нападали на правительство – по вопросам той же иммиграции, по поводу неудавшихся мирных переговоров с баскскими террористами из ЭТА, по поводу отношений с регионами или в связи с реформами в социальной сфере. При этом оппоненты называли Сапатеро «некомпетентным», «слабым» и даже «предателем». Это создало в стране невыносимую атмосферу, которую многие старики сравнивали с той, которая возникла в Испании в канун гражданской войны 1936–1939 годов, хотя объективных причин для такого конфликта нет и не было.

Поражение консерваторов на последних выборах показало, что их линию не поддерживают. И тогда гибкий прагматик Рахой в результате долгого и мучительного процесса убрал из руководства партии ультраправых лидеров, дезавуировал их вдохновителя Аснара, привел на видные посты молодых людей и женщин. Рахой заявил, что партия вернется на позиции правого центра, станет «открытой и склонной к диалогу». В таких условиях социал-демократам, конечно, станет легче править. А роль консерваторов как альтернативной силы может возрасти.

┘В свое время Сапатеро за мягкость манер и постоянную улыбку на лице дали кличку «Бэмби» (по олененку из мультфильма Уолта Диснея). Однако после первого года его правления, когда он отражал нападки консерваторов корректно, но жестко, один из журналистов сказал: «Оказалось, что у этого «Бэмби» очень крепкая хватка». Судя по всему, Рахой желает отказаться от прежней маски злобного волка своей партии и выглядеть неким новым «Бэмби». Получится ли это? В любом случае, если это позволит испанцам преодолеть партийные распри и, объединив усилия, вместе разрешать предстоящие трудности, это будет только на пользу Испании.

Валенсия


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1851
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1160
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
853
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1144

Другие новости