Никто точно не знает, сколько всего иностранных мигрантов работает в стране.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В Казахстан ежегодно за «длинным» тенге прибывает внушительное число трудовых мигрантов. И по большей части – из стран Центрально-Азиатского региона. Характерное время пребывания – с апреля по октябрь, пиковый период – летний сезон. Если, к примеру, пять-восемь лет назад в Астане приезжих можно было встретить не так часто, то сейчас в казахстанской столице они повсюду. В эти дни граждане из соседних республик торгуют на рынках, приводят в порядок улицы города, возводят различные объекты. Они стали частью жизни большого города. Только в прошлом году в стране было зарегистрировано свыше 2,5 млн. иностранцев. Это на четверть больше, чем в предыдущем. Нынешний год не стал исключением.
Хотя наступивший кризис, прежде всего в строительной сфере, несколько сбавил поток гастарбайтеров, тем не менее желающие подзаработать еще есть. Причем незаконно. Именно по этому поводу МВД Казахстана проявляет особое беспокойство. С января по май, согласно данным правоохранительного ведомства, в органах внутренних дел зарегистрировалось около 250 тыс. иностранных граждан, из них за нарушение режима пребывания в стране к административной ответственности привлечено 33 тыс., почти 4 тыс. выдворено за пределы страны. Основная часть нарушителей – граждане Узбекистана и Киргизии, поясняют в министерстве.
Неприятную картину дополняют те, кто использует дешевую рабочую силу. За это время возбуждено «54 уголовных дела в отношении организаторов незаконной миграции и лиц, которые не выполнили постановления суда о выдворении за пределы Казахстана». За «теневое» использование иностранцев к ответственности привлечены 700 работодателей. В этой связи Генеральная прокуратура предлагает ужесточить контроль за привлечением мигрантов. Надзорный орган систематически выявляет масштабные факты необоснованного привлечения иностранцев. У некоторых из них зачастую нет должной квалификации, за плечами лишь фиктивные документы об образовании. Нарушают букву закона и многие зарубежные инвесторы, пользующиеся услугами гастарбайтеров. Компании «пытаются обходить национальное законодательство и возложенные на них контрактные обязательства». Они предпочитают работать с мигрантами, а не с местным населением, которое из года в год на фоне увеличения потока иностранцев все менее задействовано на предприятиях. Так, по данным Министерства труда и социальной защиты населения, в 2004 году для работы в Казахстане привлекалось не более 16 тыс. иностранных специалистов, а в текущем году их число должно составить 128 тыс. человек. «Указанные нарушения вкупе с открытыми формами дискриминации прав казахстанских граждан порождают масштабную реакцию даже на незначительные события: задержку зарплаты или ссору между иностранными и казахстанскими рабочими на бытовой почве и способствуют возникновению массовых столкновений на межнациональной почве, грозящих дестабилизацией общественно-политической ситуации в стране», – заявляют в Генпрокуратуре.
Учитывая все это, Минтруда республики ввело с 1 июня новые правила для работодателей по привлечению иностранной рабочей силы. Теперь при отборе работников будут смотреть прежде всего на образование, стаж работы и наличие собственных специалистов. Кстати, правительство ежегодно устанавливает квоту на привлечение иностранцев для осуществления трудовой деятельности на территории Казахстана. Так, суммарный размер квоты в этом году составляет 1,6% к экономически активному населению республики. В том числе первой и второй категорий – руководящий состав организации, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием – 0,6%, третьей – квалифицированные рабочие – 0,93%, четвертой категории – рабочие, занятые на сезонных сельскохозяйственных работах – 0,07%. Что касается самой безработицы, то в стране она по-прежнему имеет место. Причем, по данным Минтруда, особенно высоки ее показатели среди молодежи и женской части населения. Численность безработных в конце прошлого года, по экспертной оценке, составила 589,3 тыс. человек, уровень безработицы – 7,1% к числу экономически активного населения.
Безусловно, труд мигрантов оплачивается в несколько раз меньше отечественных специалистов. Если казахстанский строитель или дорожник получает за работу в среднем не менее 500 долл., то гастарбайтеры готовы выполнить ее за плату в два раза меньше. К тому же для них не создают необходимых условий труда: мигранты живут и работают в полной антисанитарии, без надлежащего медицинского обслуживания и страховки. Им не перечисляют социальных выплат и не всегда вовремя выдают зарплату.
При этом трудно сказать, сколько вообще сейчас в Казахстане мигрантов. Официальная статистика одна, в реальности же цифры совсем иные. Однако с уверенностью можно констатировать: канал переброски незаконных граждан из стран Центральной Азии достаточно отлажен. Оперативные сводки спецслужб регулярно информируют о масштабных задержаниях нелегалов. То их пытались провезти в багажных отделениях междугородных автобусов, то они скрывались где-нибудь на границе без документов. Правоохранительные органы систематически проводят различные специальные мероприятия: «Мигрант», «Граница», «Нелегал», кооперируются с коллегами из соседних стран. Два года назад полицейские провели разовую акцию по легализации трудовых мигрантов – граждан СНГ. Тогда в течение пяти месяцев в республике была узаконена деятельность более 155 тыс. таких иностранцев. В последние годы внесены также поправки в законодательство в сфере миграции. Пакет изменений и дополнений предусматривает запрет выдворенным из Казахстана мигрантам приезжать в страну в течение пяти следующих лет, заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Однако пока ситуация в Казахстане с мигрантами остается сложной, и, похоже, в ближайшие годы эту проблему вряд ли удастся решить.
Астана