Годовщину военного переворота, учиненного ХАМАС в секторе Газа, Израиль и палестинцы встречают в состоянии той же «войны на истощение», в которой прошел весь минувший год. Палестинская автономия (ПА) продолжает находиться в состоянии раскола и двоевластия. ХАМАС и ФАТХ совершают неумелые попытки прийти к примирению. Ни на один день непрекращающиеся ракетные обстрелы израильской территории, а как следствие – экономические санкции и локальные военные операции израильских вооруженных сил, и постоянная угроза крупномасштабной операции в секторе. Все эти составляющие определяют противостояние трех сил – Израиль, ФАТХ и ХАМАС начиная с января 2006 года, когда исламисты победили на выборах в автономии.
«Совершив вооруженный переворот в Газе, хамасовцы допустили ошибку, сравнимую по масштабу с вторжением Саддама Хусейна в Кувейт летом 1990 года», – заявил в беседе с корреспондентом «НГ» бывший заместитель главы Общей службы безопасности (ШАБАК), а ныне депутат Кнессета от партии «Наш дом – Израиль» Исраэль Хасон. По его мнению, «если бы ХАМАС проявил терпение и хотя бы некое подобие политической мудрости, то через непродолжительное время он мог стать фактическим гегемоном в ПА».
«Вместо того чтобы воспользоваться результатами выборов и постепенно укреплять свои позиции в палестинской среде, в том числе и на Западном берегу Иордана, исламисты позиционировали себя в качестве военизированной группировки, захватившей власть насильственным способом, – считает Хасон. – При этом так ХАМАС воспринимают теперь уже не только в Израиле и США, но и в Европе, а что наиболее важно, и на палестинской улице».
Отметим, что это мнение Исраэля Хасона находит свое подтверждение и в опросах общественного мнения, приводимых в автономии. Согласно данным, полученным Институтом исследования общественного мнения в Рамаллахе, возглавляемым Халилем Шкаки, если бы выборы главы автономии состоялись сегодня, то Махмуд Аббас победил бы премьер-министра палестинского правительства в Газе Исмаила Ханийе. За первого отдали бы свой голос 52%, а за второго – лишь 40%.
Отметим также, что если бы во главе ФАТХ стоял находящийся ныне в израильской тюрьме Марван Баргути, то преимущество ФАТХ было бы еще более однозначным. В этом случае движение Аббаса победило бы и на парламентских выборах. За него проголосовали бы 43% избирателей, в то время как ХАМАС поддержали бы лишь 31%.
Можно предположить, что в ХАМАС также замечают эту тенденцию и поэтому категорически возражают против проведения досрочных выборов. Аббас, в свою очередь, требует назначения даты выборов в качестве предварительного условия для возобновления межпалестинского диалога. Дискуссии продолжаются, а воз, как принято говорить, и ныне там.
Переворот в Газе поставил перед новой реальностью не только палестинцев, но и Израиль. Если до этого Израиль вел переговоры с представителями автономии, то сегодня ему противостоят, по сути, два не связанных между собой палестинских образования.
«Израиль далеко не исчерпал имеющиеся в его арсенале экономические, дипломатические и другие средства воздействия на ХАМАС», – считает депутат Исраэль Хасон. Вместе с тем собеседник «НГ» в отличие от большинства действующих лиц на израильской политической сцене возражает против крупномасштабной военной операции в Газе. «Такой шаг приведет к большому числу жертв среди солдат, но не достигнет желаемого результата», – говорит он. По мнению Хасона, «в военном плане необходимо ограничиться локальными операциями, подобно тем, что Армия обороны Израиля проводит в Газе и сейчас». Такие операции, говорит Хасон, помогут создать определенный баланс угроз, подобно тому, что существует в области терактов-самоубийств. «ХАМАС практически прекратил использование подобных диверсий, так как понял, что платит высокую цену за каждый взрыв в израильском автобусе или торговом центре. Подобного баланса угроз еще не достигнуто в отношении ракетных обстрелов», – заявил бывший заместитель главы ШАБАКа.
Помимо военных действий Хасон видит необходимость в осуществлении целого комплекса мер, направленных на усиление давления на Газу. «Мы вышли из сектора в 2005 году, однако до сих пор продолжаем поставлять туда все необходимое для жизнедеятельности, а значит, для поддержания инфраструктуры террора. Это необходимо прекратить, в частности, наложить эмбарго на поставки топлива в сектор».
Напомним, что на протяжении минувшего года Израиль прибегал к различным средствам экономического давления на правительство ХАМАС. После того как осенью 2007 года израильские власти объявили Газу «враждебным образованием», несколько раз накладывалось вето на подачу тех или иных средств жизнеобеспечения в сектор. Эти меры были кратковременными и, как правило, прекращались после давления международных организаций и угроз со стороны палестинцев. «Необходимо более твердое, постоянное и непрерывное осуществление этих санкций, с тем чтобы обеспечить давление как непосредственно на ХАМАС, так и на Египет, который не заинтересован в военном столкновении в Газе или во взрыве на его границе», – считает Исраэль Хасон.
Год спустя после вооруженного захвата власти исламистами вялотекущая война между Израилем и ХАМАС продолжается. Ее жертвами, как всегда бывает в подобных ситуациях, становятся мирные жители с обеих сторон. «Чтобы что-то изменить, ХАМАС придется пойти на такие внутренние изменения, которые, по сути, лишат организацию логики существования – она должна признать Израиль, прекратить террор, освободить похищенного солдата Гилада Шалита», – отметил Исраэль Хасон.
Такое развитие событий, однако, маловероятно. «Это означает, что единственный путь добиться изменений на израильско-палестинском направлении – постепенно добиваться развала ХАМАС. Палестинское общество должно понять, что у всего есть цена, в том числе у избрания террористической организации на роль правящей партии», – подчеркнул Хасон.
Иерусалим