Правительство Сильвио Берлускони представило в парламенте законопроект, ограничивающий прослушивание телефонных переговоров и ужесточающий наказания за публикацию распечаток прослушивания и раскрытие содержания переговоров в процессе следствия. Настоятельная необходимость регулирования этой сферы деятельности магистратуры возникла давно, однако ситуация обострилась в последние месяцы.
Согласно данным, распространенным Министерством юстиции Италии, в 2007 году были прослушаны 125 тыс. «объектов», однако, учитывая, что в среднем каждый «объект» имеет 30 телефонных контактов, в поле зрения правоохранительных органов попали 3,5 млн. итальянцев. По сравнению с Италией цифры «объектов» прослушивания в других странах кажутся эфемерными: за тот же период во Франции были прослушаны 20 тыс. «объектов», в Великобритании –К5500, а в США – 1700.
В период с 2003 по 2006 год количество прослушиваемых «объектов» в Италии увеличилось на 50%. Расходы Министерства юстиции на прослушивание в 2007 году составили 224 млн. евро, то есть почти 1800 евро в пересчете на «объект», и съели почти треть бюджета министерства. У Министерства юстиции нет своей собственной службы по прослушиванию, равно как и единого органа, санкционирующего прослушивание в национальном масштабе.
Вследствие этого каждая прокуратура санкционирует прослушивание автономно, назначая по своему усмотрению фирму-подрядчика и оплачивая ей эту услугу и найм аппаратуры. Это приводит к значительному разрыву в расходах – разница в стоимости прослушивания на Юге и Севере Италии может составлять 100%. Неоплаченные прокуратурами счета составляют миллионы евро, и в некоторых случаях дело доходит до анекдотичности. Так, одна из прокуратур на Юге Италии оплатила 84 евро из выставленного счета на 1 млн. 200 тыс., а другая произвела оплату 87 евро по счету на 400 тыс. В связи с нехваткой средств у итальянской магистратуры срок погашения долгов за прослушивание фирмам-подрядчикам доходит до 500 дней, и это при том, что в соответствии с законодательством выставленные счета-фактуры подлежат оплате в течение 90 дней.
Большие сомнения вызывает также и польза от безграничного и беспредельного прослушивания. По словам президента Национальной коллегии экспертов Италии Алессио Руссо, для установления факта преступления используется в среднем 10% от общего количества прослушиваний. Большую проблему представляет также утечка информации и публикация материалов прослушивания в ходе следствия. В последние годы ситуация настолько обострилась, что Клементе Мастелла, министр юстиции в правительстве Романо Проди, предпринял попытку регламентировать эту сферу деятельности прокуратуры, введя определенные ограничения на прослушивание телефонных переговоров. В связи с отставкой правительства Проди это начинание так и не было реализовано.
Сильвио Берлускони пошел дальше предшественника, предложив кардинально преобразовать всю систему прослушивания. Вот основные пункты законопроекта, внесенного в Парламент Италии Партией свободы Сильвио Берлускони. Отныне санкционировать прослушивание будет не следователь, запрашивающий на это разрешение у прокурора, а коллегия из трех судей. Срок прослушивания не может превышать трех месяцев, в то время как согласно ныне действующему закону срок прослушивания не ограничен по времени, хотя должен продлеваться прокурором на основании запроса следователя каждые 15 дней. В случае перехвата телефонных переговоров с людьми, не являющимися подследственными по делу, в рамках которого ведется прослушивание, записи их разговоров будут отделены и помещены в специальный архив для секретного хранения и последующего уничтожения. Запрещено будет также использовать материалы прослушивания, собранные в ходе следствия по одному уголовному делу, в процессах по другим уголовным делам.
Прослушивание может быть санкционировано в отношении лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, для которых предусмотрено лишение свободы на срок от 10 лет и выше. Согласно итальянскому УК, это терроризм, мафия, массовое убийство, похищение людей, подрывная деятельность, ростовщичество, низведение в рабство и торговля людьми. Сильвио Берлускони сделал исключение для некоторых наиболее одиозных видов преступлений, срок наказания за которые меньше 10 лет, таких как педопорнография и преследование личности путем вторжения в частную жизнь (stalking), а также преступлений против государственной администрации, таких как коррупция и вымогательство. В отношении лиц, подозреваемых в совершении вышеперечисленных преступлений, также может быть санкционировано прослушивание телефонных переговоров. Согласно законопроекту, для государственных служащих, разглашающих тайну следствия в форме распространения материалов перехвата телефонных переговоров, предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.
Не легче придется журналистам и издателям, публикующим материалы перехвата телефонных переговоров, – для них предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет и штраф до 1 млн. евро. Согласно ныне действующему законодательству, в подобных случаях предусмотрено лишение свободы на 30 суток или штраф до 300 евро.
Первыми забили в набат именно журналисты, расценив законопроект как покушение на свободу прессы. Ведущая итальянская газета la Repubblica вышла с шапкой на первой полосе «Прослушивание – три года тюрьмы журналистам». Редкий случай, но поразительную солидарность с журналистами проявили издатели, объединенные в Итальянскую федерацию издателей газет.
Председатель профсоюза журналистов, Национальной федерации итальянской печати Роберто Натале пригрозил общенациональной забастовкой, заявив: «Информировать – это наша работа, а теперь мы за это рискуем тюрьмой... Это удар по праву на доступ к информации. Если этот законопроект пройдет, то в средствах массовой информации не останется никакой информации».
Рим