0
1539
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.06.2008 00:00:00

Украина не может выйти из сумрака

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Александрович Притчин - эксперт по странам СНГ.

Тэги: украина, тимошенко, бют, выборы


Период неопределенности в украинской политике затягивается. Ни одна из основных политических сил – ни Юлия Тимошенко и одноименный блок, ни Партия регионов с лидером Виктором Януковичем, ни глава республики Виктор Ющенко и пропрезидентская «Наша Украина – Народная самооборона» (НУНС) – не имеет «контрольного пакета» во властном раскладе. В таких условиях дальнейшее развитие ситуации на политической арене Украины, вероятнее всего, будет протекать по одному из трех сценариев.

Первый и, пожалуй, наиболее вероятный – сохранение текущей неопределенности. Назовем его «туманным». Второй – когда один из политических игроков в результате выборов или другим путем все-таки сумеет перехватить инициативу у оппонентов и начать единоличное правление. Третий вариант является в некоторой степени промежуточным и компромиссным и оттого самым сложным для реализации – когда все игроки оформят прозрачные правила игры в виде Конституции или широкого компромиссного договора и возьмут на себя обязательства соблюдать эти правила неукоснительно в ходе дальнейшей политической борьбы. Остановимся подробнее на каждом из сценариев.

«Туманный» сценарий, который уже почти четыре года реализуется в Украине, на днях получил очередное развитие. Выход депутатов Игоря Рыбакова, члена Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), и Юрия Бута (партия НУНС) из своих фракций в ходе пленарного заседания 6 июня поставил правящую «демократическую» коалицию на грань распада. Согласно украинской Конституции и регламенту Верховной Рады, кабинет министров формируется «коалицией депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины». Теперь у «демократической коалиции» этого большинства в парламенте нет, их осталось только 225 человек вместо положенных 227. Это означает, что если за десять дней оранжевые не найдут, кем восполнить кадровый пробел, или не создадут новую коалицию с участием третьих сил в Верховной Раде, например, Коммунистической партии Украины или Блока Литвина, спикер парламента Арсений Яценюк будет вынужден объявить о развале коалиции и отставке правительства. За этим последуют сложные переговоры о создании новой коалиции скорее всего уже с участием Партии регионов или вовсе очередные досрочные выборы в Верховную Раду, которые могут состояться только в конце сентября, так как со времени предыдущей кампании должен пройти год.

В любом случае все эти сценарии являются очередным витком непрекращающегося политического противостояния, охватившего Украину со времени оранжевой революции 2005 года. И проблема даже не в том, что среди основных политических сил Украины нет единого мнения о направлении дальнейшего развития республики, или не в том, что каждое из пяти посткучмовских правительств начинало работу с отмены большей части решений предшественников. Главное в том, что пока не просматривается возможности выхода из этой полосы политической нестабильности и неопределенности.

Еще более опасный момент для будущего страны, который привнесла революция 2005 года, – так называемая «гибель права» – термин, введенный российским юристом Сергеем Мирзоевым в отношении оранжевой Украины, означающий, что отныне государством правит не закон, а политические интересы. Сегодня это особенно заметно на примере взаимоотношений президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко. Главе государства удается полностью блокировать работу правительства, пользуясь лишь размытостью формулировок Основного закона в части разделения полномочий между президентом и премьером, а также частичным контролем над судебной системой.

Первый сценарий рискует оставаться доминирующим в ближайшей и среднесрочной перспективе еще и потому, что каждая из трех ведущих политических сил имеет возможность частичного влияния на одного или двух своих противников, блокируя тем самым невыгодные для себя альянсы и решения. Например, часть членов НУНС симпатизируют Юлии Тимошенко и время от времени саботируют указания Ющенко, невыгодные для БЮТ. А группа сторонников Рината Ахметова в Партии регионов имеет тесные связи с секретариатом президента и лоббирует решения, нужные Виктору Ющенко.

Переходя ко второму сценарию с доминированием одного из ведущих политических игроков Украины, важно отметить, что частично он уже реализован. Сегодня Виктору Ющенко удалось стать ключевой политической фигурой страны. Это получилось благодаря уже упомянутым методам гибкого подхода к праву, а также креативности и филигранной работе Виктора Балоги, главы секретариата президента. В настоящее время созданы такие условия, при которых без согласия Ющенко (читай: Балоги) не удается принять ни одного более или менее важного решения, в какой бы сфере это ни происходило – в экономике, судопроизводстве или при решении кадрового вопроса. Слабым местом правящего тандема являются выборы президента 2010 года и крайне низкие рейтинги доверия президенту Ющенко, что в нынешних условиях пока не дает шансов действующему главе государства рассчитывать на второй срок без серьезных изменений Конституции или даже более радикальных шагов.

Еще несколько месяцев назад лидирующим претендентом на лавры победителя кампании 2010 года считалась премьер-министр Юлия Тимошенко. Имея положительную динамику роста доверия со стороны населения, глава БЮТ рассчитывала использовать пост главы правительства в качестве трамплина для президентских выборов. На руку Тимошенко играли полномочия премьер-министра, которые согласно компромиссным поправкам в Конституцию от 2004 года отводили президенту роль статиста. Но в реальности все получилось иначе. Секретариату президента удалось обернуть преимущества премьер-министра против нее. Так, обещанное Юлией Тимошенко в ходе последней парламентской кампании возвращение населению вкладов Сбербанка СССР было реализовано лишь частично, правительству просто не хватило денег на популистскую программу БЮТ. Большая часть вкладчиков так и не получили обещанную «Юлину тысячу» (всем потерявшим вклады выдавали по 1000 гривен), а те, кто получил, сделали это в условиях очередей и давки. Ко всему прочему раздача денег еще больше подстегнула инфляцию в республике, ответственность за которую опять же несет правительство. В итоге за пять месяцев у власти Юлия Тимошенко больше потеряла, чем приобрела. Очередным поражением обернулись и итоги досрочных выборов мэра Киева и депутатов Киевского совета, инициированные БЮТ. В результате Александр Турчинов, вице-премьер и правая рука Тимошенко, проиграл выборы действующему мэру Леониду Черновецкому. А блок последнего лишил БЮТ статуса ведущей партии в Киеве.

Украинские эксперты, комментируя последние неудачи Тимошенко, считают, что у премьера все же есть шансы к президентским выборам изменить ситуацию в лучшую сторону. Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций, считает, что «выборы 2010 года станут своеобразным Рубиконом для Юлии Владимировны. Проиграв их, она скорее всего не сможет выиграть и потом». Победа Тимошенко на выборах будет означать переход к авторитарному строю с доминированием БЮТ, потому что именно премьер является наиболее сильной и бескомпромиссной фигурой украинской политики. Но при наличии серьезного противника в лице Виктора Януковича, а также активных действий секретариата президента гарантированной победы Тимошенко на президентских выборах ожидать не приходится.

Третий сценарий позволил бы Украине преодолеть затянувшийся период политического кризиса путем принятия компромиссного варианта Конституции или другого общественного соглашения. В начале мая появились слухи о том, что Партия регионов и БЮТ в ответ на действия президента Ющенко начали переговоры о компромиссном варианте Конституции, подразумевающем переход к двухпартийной политической системе. Принятие новой редакции Основного закона позволило бы создать прозрачные правила политической борьбы, что стало бы важным этапом становления долгосрочных демократических институтов Украины. Но торги при переговорах по Конституции носят явно ситуативный характер и используются политическими сторонами как разменная монета для достижения других важных целей. В таких условиях не стоит ожидать появления сбалансированного и долгосрочного документа, который бы остановил кризис или создал предпосылки для его разрешения. Увы, действующая украинская элита доказала свою неспособность жертвовать сиюминутными политическими интересами ради долгосрочного процветания и развития республики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

КПРФ получает ответ за "Ельцин-центр"

Дарья Гармоненко

Возвращение Ленина в город Ревду чиновники оценили в 150 миллионов рублей

0
1367
Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Госидеологию устанавливают поверх Конституции

Иван Родин

Подрастающие поколения подпадут под бесшовное патриотическое воспитание

0
1732
"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

"Вертикальная" Фемида – не для защиты прав граждан

Екатерина Трифонова

Правовые позиции Конституционного суда РФ или игнорируются, или переиначиваются

0
1633
Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Собственное жилье улучшает самочувствие россиян

Ольга Соловьева

Количество детей и наличие дачи как признаки благополучия

0
1497

Другие новости