Киргизия ввела экспортные таможенные пошлины в отношении пшеницы, муки, растительного масла и семян подсолнечника. В ближайшее время предполагается «принять меры по ограничению вывоза сахара и риса». Таким образом руководство Киргизии пытается смягчить рост цен и обеспечить продовольственную безопасность республики.
«Последствия неграмотной политики, а также мировые тенденции и тяжелая зима могут стать причиной голода в Киргизии», – предупреждали эксперты в начале года. Фраза «продовольственная безопасность под угрозой» закрепилась на страницах прессы.
Киргизия – страна, которая зависит от импорта, поэтому мировое подорожание продуктов, главным образом зерна и растительного масла, сильно ударило по населению страны. Особенно пострадали малообеспеченные граждане, число которых в Киргизии составляет около 50%. Менее чем за год цены на продукты первой необходимости выросли в 2–3 раза. Резко увеличились тарифы на коммунальные услуги, транспорт. Небогатое государство, испытывающее серьезные проблемы в энергоотрасли, не в состоянии компенсировать возросшие издержки.
Одним из главных факторов, угрожающих продовольственной безопасности страны, эксперты и чиновники называют плачевную ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве Киргизии. С развалом СССР бывшие советские колхозы были расформированы, а крестьяне получили во владение земельные участки. На данный момент в Киргизии насчитывается около 300 тыс. фермерских и личных хозяйств общей посевной площадью 913 тыс. га, что в среднем означает чуть больше 3 га на одно хозяйство. Между тем для эффективной работы фермеры должны возделывать как минимум 100 га земли. По мнению экспертов, это позволит обеспечить постоянное чередование сельхозкультур, плановое удобрение земель минералами, поливной водой и эффективную культивацию с использованием различной техники. Всего этого у киргизских крестьян нет.
Сейчас власти страны признают, что наилучшим выходом для мелких фермеров будет объединение в крупные хозяйства, кооперативы. Однако сами крестьяне в этом не слишком заинтересованы. Для создания объединений нужны управленцы – менеджеры с образованием, опытом и доверием сельчан. Их в селе нет. Образованные молодые люди в глубинку не едут, наиболее сильные и активные сельские жители сами выезжают заграницу. Работа дворника в Москве приносит зарплату раз в 10 больше той, которую киргизский крестьянин имеет дома. Старые председатели колхозов опыта работы в рыночных условиях не имеют. Разрозненные хозяйства не могут наладить полноценное сотрудничество и взаимодействие.
Как отмечают сами крестьяне, если во времена СССР действовала налаженная система снабжения удобрениями, техникой и прочим, то теперь каждому из собственников приходится решать эти проблемы в одиночку. Нет инфраструктуры, как результат – только по данным Министерства сельского хозяйства, в аграрном секторе страны на 65% уменьшилось использование минеральных удобрений и на 40% – средств защиты растений. Большая часть техники вырабатывает «последний срок» или уже отправлена на свалку.
Надо отметить, что купленную на иностранные кредиты сельскохозяйственную технику власти распределяют среди крупных хозяйств, подталкивая таким образом мелких собственников к объединению. Государство не имеет средств для того, чтобы в полной мере помогать фермерам. Так, для республики нужно 228 тыс. тонн минеральных удобрений – закуплено всего 3860 тонн, или 16%. Для проведения сельхозработ приобретено лишь 25% от необходимого объема дизтоплива. Кроме того, государство выделяет крестьянам семена по льготным ценам. Впрочем, часть помощи по пути разворовывается.
Крестьянам не хватает средств, поскольку большая часть прибыли оседает в карманах посредников. Перекупщики по дешевке скупают у мелких хозяйств их урожай. Самим крестьянам на рынки выбраться сложно. Немаловажно и противодействие перекупщиков, зачастую принимающее криминальные формы, и отсутствие транспорта. Проблематичным остается и получение кредитов. Ставки более чем в 20% слишком высоки, а нестабильная политическая и экономическая ситуация желания «одолжиться» у кого бы то ни было не добавляет. Дополнительно «осложняют жизнь» растущие каждые 2–3 недели цены на ГСМ.
Между тем цены на продукты меняются с каждым днем. Как объясняют сами крестьяне, до киргизских городов доходит далеко не весь урожай: часть овощей и фруктов скупают казахские и узбекские предприниматели. В результате только за май стоимость картофеля и муки подскочила сразу на 15–20%.
Ситуацию усложняет то обстоятельство, что стране необходимо закупить большое количество пшеницы. Недавно Казахстан ввел запрет на экспорт зерна, после чего киргизские власти стали договариваться о поставках из России. К тому же руководство страны увеличило собственные посевные площади. В прошлом году общая площадь посевов зерна составила 360 тыс. га, в этом году цифра доведена до 400 тыс. га. Для обеспечения страны собственным зерном требуется засеивать около 500 тыс. га – столько земли власти надеются обработать уже в 2010 году.
Результаты работы чиновников и крестьян станут видны ближе к осени, пока же, чтобы смягчить положение наиболее бедных слоев населения, в стране открыт специализированный счет для «поддержания уровня благосостояния социально уязвимых слоев населения», предполагается продажа среди «бедных» продуктовых наборов по сниженным ценам.
Вместе с ценами растет и недовольство среди населения. Во многом от того, насколько успешно нынешние власти Киргизии смогут обеспечить население едой по приемлемой цене, зависит срок пребывания в своих креслах нынешних чиновников. Ведь оппозиция уже начала использовать тему тотального подорожания как лозунг для борьбы за власть, а вероятность голодных бунтов никто не отменял.
Бишкек