0
1752
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.06.2008 00:00:00

Армения хочет дружить со всеми

Тэги: армения, партнерство, россия


Вопросы российско-армянского сотрудничества обсудили в конце мая министры иностранных дел двух стран. Новый глава МИД Армении Эдвард Налбандян в интервью «НГ» рассказал о том, что стратегическое партнерство с Россией по всем направлениям будет укрепляться. Однако по его мнению, не стоит игнорировать и Запад.

– Господин министр, избрание новых президентов в Армении и России, предстоящие президентские выборы в Азербайджане, неизбежная смена руководства США отразятся на внешней политике и Еревана и Москвы. Возможна ли корректировка внешнеполитических приоритетов Армении?

– Мы будем проводить активную, интенсивную внешнюю политику, основанную на защите национальных интересов и прагматизме, подразумевающую более высокий уровень вовлеченности страны в международные и региональные организации, динамичное наращивание наших взаимоотношений как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Для Армении чрезвычайно важное значение имеет наше союзническое, стратегическое сотрудничество с Россией, основанное на традиционных узах дружбы между нашими народами, которое мы намерены и дальше расширять и укреплять посредством реализации новых взаимовыгодных проектов.

Армения будет углублять дружеское партнерство с США, прилагать усилия для более высокой вовлеченности в евроинтеграционные процессы. Мы и дальше готовы укреплять отношения с теми государствами, с которыми наше партнерство носит характер дружественного сотрудничества, и мы приложим все усилия для улучшения отношений с теми странами, с которыми еще имеются неразрешенные вопросы. Мы заинтересованы в том, чтобы регион, в котором мы живем, стал безопасным и стабильным.

Все это свидетельствует не о коррекции внешнеполитических приоритетов, а о преемственности. Если и появятся какие-то изменения, то они будут касаться лишь определенных акцентов.

– В опубликованном на днях очередном докладе Госдепартамента США содержатся довольно жесткие формулировки относительно политики Армении. В частности, критикуется сотрудничество Еревана с Тегераном. При этом признается вклад Армении в борьбу с международным терроризмом, высоко оценивается сотрудничество с США, в частности в Ираке и Косово. Не секрет, что доклад Госдепа вызвал в Армении нечто вроде шока. Как бы вы прокомментировали оценки американских коллег?

– Развивающееся в рамках международных обязательств открытое, транспарентное сотрудничество с Ираном не должно быть предметом беспокойства для наших партнеров.

– Вступив в должность министра, вы подтвердили стремление Армении к нормализации отношений с Анкарой. Но турецкая сторона по-прежнему настаивает на установлении дипотношений только после отказа Армении от государственной политики по вопросу геноцида, а также нормализации отношений между Ереваном и Баку. Насколько реален прогресс в отношениях Армении с Турцией?

– Убежден, что, сколь бы сложными ни были проблемы между Арменией и Турцией, они должны и могут найти свое решение посредством конструктивного диалога, что будет отвечать интересам наших народов и стран, да и всего региона в целом.

– События, происшедшие в Ереване в ночь c 1 на 2 марта нынешнего года после выборов президента Армении, повлияли на имидж страны. Существуют опасения, что Запад, разочарованный «регрессом демократического развития» республики, в заметной степени свернет связи с Ереваном, сократит число и объем социально-экономических программ. Насколько обоснованны подобные прогнозы?

– Сложившаяся в поствыборный период ситуация, когда процессы вышли из-под контроля даже тех, кто их спровоцировал, вынудила власти задействовать предписанные Конституцией механизмы. Благодаря чему удалось обеспечить стабильность, предотвратить попытку навязать волю меньшинства большинству и нормализовать ситуацию в стране. По решению президента создана рабочая группа по выработке мер по реализации всех рекомендаций ПАСЕ по этому поводу. За короткий период были предприняты соответствующие шаги с учетом мнения международных экспертов как в законодательном, так и в практическом плане. Мы сознаем, что еще немало нужно сделать, но мы решительно настроены продолжать демократические реформы. И не только из-за наших обязательств перед европейскими организациями, членом которых является Армения, но потому, что демократические преобразования – это осознанный выбор нашего народа.

– Вопрос Нагорного Карабаха продолжает оставаться ключевой проблемой внешней политики Армении. В последнее время миротворческий процесс в рамках Минской группы ОБСЕ опять «пробуксовывает». Не связано ли это с пресловутым «косовским прецедентом»?

– Если есть искреннее стремление к решению проблемы, то никакие «прецеденты» не могут быть препятствием на этом пути. Недавно в Азербайджане был проведен опрос общественного мнения, в результате которого выяснилось, что 29% населения высказались за военный путь решения вопроса. Это очень опасная тенденция, которая является результатом милитаристской риторики, постоянно звучащей в Азербайджане.

Я не думаю, что в мире найдется еще одна страна, которая бравировала бы десятикратным увеличением своих военных расходов, а каждый третий хотел бы войны. Война не может быть ответом, война не может быть решением. Переговорному процессу нет альтернативы. Поэтому мы надеемся, что состоявшаяся 6 июня встреча президентов Армении и Азербайджана, которую мы считаем положительной и конструктивной, позволит нам продолжить переговоры для нахождения пути урегулирования на основе предложений, сделанных сопредседателями Минской группы ОБСЕ в конце прошлого года в Мадриде.

– Насколько реально возвращение непризнанной НКР в качестве полноценного участника переговорного процесса?

– Когда посредники – сопредседатели Минской группы посещают регион, то почти всегда стараются иметь встречи с руководством Карабаха. Президент Армении и министр иностранных дел постоянно консультируются с руководством Карабаха до и после встреч с азербайджанской стороной, то есть Карабах, хотя и опосредованно, участвует в переговорном процессе. Но я думаю, что прямое участие Степанакерта в переговорах может приблизить урегулирование конфликта.

– Спикер Госдумы РФ Борис Грызлов в ходе недавнего визита в Баку заявил, что российская сторона располагает возможностями воздействия на переговорные стороны по нагорнокарабахской тематике. Как вы оцениваете это заявление?

– Я незнаком с этим заявлением, но думаю, что слово «воздействие» нужно понимать в контексте продолжения переговорного процесса, в котором мы высоко оцениваем роль России. Так же как двух других сопредседателей Минской группы – США и Франции, усилия которых направлены не на навязывание решения, а на содействие сторонам в поиске компромиссного выхода.

– Если переговоры окажутся безрезультатными, как долго может продолжаться статус-кво? Возможно ли возобновление военных действий на линии перемирия?

– Я настроен более оптимистично и надеюсь на результативность переговорного процесса. В любом случае нужно приложить максимум усилий, чтобы не допустить возобновления военных действий. Армения придерживается такого подхода, и надеемся, что Азербайджан также осознает необходимость этого.

– В силу объективных причин отношения с Грузией имеют для Армении особое значение. Однако создается впечатление, что напряженность в отношениях Тбилиси с Москвой из-за Абхазии и Южной Осетии начинает негативно сказываться и на отношениях Еревана с Тбилиси. Об этом, в частности, можно судить по тем диаметрально противоположным позициям, которые занимают в ООН делегации Армении и Грузии...

– Объективные причины важности армяно-грузинских отношений имеют не только экономический характер, но и исторические корни. В Грузии проживает значительная армянская община. В силу этих и многих других причин любые вопросы, возникающие между нашими странами, могут быть решены в духе добрососедства, нацеленного на будущее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости