0
1441
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.05.2008 00:00:00

Финские правые форсируют вступление в НАТО

Юрий Дерябин

Об авторе: Юрий Степанович Дерябин - руководитель Центра Северной Европы Института Европы РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Финляндии в 1992-1996 годах.

Тэги: финляндия, нато, швеция, вступление


Одно время казалось, что дискуссия вокруг возможного членства Финляндии в НАТО сбавила свои обороты. Правительство, которое было создано после парламентских выборов весной 2007 года и в которое вошли представители Партии центра (ПЦ), консервативной Коалиционной партии (НКП), а также Шведской народной партии (ШНП) и Союза «зеленых», в своей программе подтвердило, что Финляндия будет по-прежнему придерживаться линии военного неприсоединения. Правда, при этом не исключалась и возможность других опций, имея в виду вступление в НАТО «в случае возникновения угрозы безопасности страны».

На выборах 2007 года значительно продвинулась вперед коалиционная партия, наиболее активно лоббирующая вступление в НАТО. Заняв второе (после центристов) место по числу избирателей (22,3%) и мандатов в парламенте (50 из 200), консерваторы серьезно увеличили возможность влиять на внешнюю и оборонную политику страны. Им принадлежит ряд ключевых постов, в том числе министра иностранных дел и министра обороны, их представители возглавили парламент и комиссию по обороне. Как и следовало ожидать, они начали новый виток дискуссии вокруг членства в НАТО. Толчком к этому послужили высказывания министра обороны Юри Хякямиеса на собрании финской Атлантической ассоциации 6 мая.

Министр на этот раз прямо высказался за форсирование вступления Финляндии в НАТО, возможно, уже после очередных парламентских выборов (2011 год). При этом он проводил мысль о том, что так же следует поступить и Швеции. Участие всех северных стран в НАТО с их 24-миллионным населением и большим экономическим и оборонным потенциалом, по его мнению, укрепит безопасность на Севере Европы в целом и повысит их влияние.

Многие в самой Финляндии высказывают сомнения в обоснованности такого аргумента. Так, бывший президент Финляндии Мауно Койвисто (1982–1994 гг.), ссылаясь на Косово, заявил, что стало вновь очевидным, что в НАТО доминируют великие державы, и сделал вывод: если Финляндия присоединится к НАТО, то ее шансы оказывать влияние на принятие решений в союзе будут маргинальными. Генерал Густав Хэгглунд, возглавлявший оборонительные силы Финляндии, уже несколько лет назад высказал убежденность в том, что «через НАТО Соединенные Штаты хотят получить власть для оказания политического влияния».

Действительно, что касается возможности малых стран влиять на решения, принимаемые в НАТО, особенно по конкретным военным и политическим вопросам, то, как показывает практика, это дело маловероятное. В лучшем случае это может свестись к оговоркам, так называемым сноскам (footnote), которые фиксируются, но не препятствуют консенсусу. Такую линию проводили, например, Дания и Норвегия, а в последнее время – Турция. Случаев, когда какая-либо малая страна НАТО воспользовалась фактическим правом вето, не припоминается. Ну а если консенсус все-таки не сложится, есть немало возможностей его обойти.

Обращает на себя внимание, что Хякямиес, который прошлой осенью сделал в Вашингтоне нашумевшее заявление о том, что главной угрозой для Финляндии является Россия, призвал в своем недавнем выступлении отказаться от «устаревшего» тезиса о том, что двусторонние отношения Финляндии с Россией имеют особое значение. Выходит, что финскую политику в отношении нашей страны должны целиком определять в Вашингтоне и Брюсселе.

Выступление министра Хякямиеса было расценено как отход от программы нынешнего правительства, как полемика с партнерами по коалиции. Премьер-министр Матти Ванханен (ПЦ) подтвердил 2 мая, что «с решением вопроса о членстве в НАТО никоим образом не следует спешить». А председатель СДПФ Эеро Хейнялуома уточнил в своей первомайской речи, что «Финляндия может вполне обойтись без членства в НАТО, также и в парламентский период после выборов 2011 года, если большинство финского народа будет за это».

Следует отметить, что большинство политической элиты и общественного мнения в Швеции и Финляндии сейчас выступает за сохранение нынешней политики военного неприсоединения и против реализации натовской «опции». Это подтвердилось в ходе одного из последних опросов общественного мнения: 63% против, только 27% – за. Наибольшее количество сторонников вступления в НАТО среди консерваторов – 55%, а противников – среди социал-демократов (73%) и центристов (69%). В любом случае более трех четвертей финнов полагают, что по столь важному вопросу следует провести общенациональный референдум, как это было перед вступлением Финляндии в Европейский союз в 1995 году. Большинство финских политиков до сих пор не поддерживают такую идею, считая, что решение должно быть принято на государственном уровне. Но 9 мая председатель парламента Саули Нинисте (консерватор) все-таки предложил провести такой референдум.

Президент Тарья Халонен неоднократно заявляла, что в настоящее время нет причин для изменения нынешней внешней политики страны. Между тем политика «опций» сохраняется, и возможные сценарии зависят не только от доброй воли президента. Тем более что внешнеполитические прерогативы президента в соответствии с конституционной реформой 2000 года существенно сократились в пользу премьер-министра и парламента. 9 мая совет Коалиционной партии высказался за дальнейшее ограничение полномочий президента, заявив, что окончательное решение по вопросам внешней политики должно принимать правительство (до сих пор согласно Конституции президент руководит внешней политикой «в сотрудничестве с правительством»). Срок окончания второго президентства Тарьи Халонен истекает в 2012 году.

Высказывания министра Хякямиеса о возможности вступления в НАТО также и Швеции весьма скептически встречены в этой стране. Вице-премьер, председатель Партии центра Мауд Олофссон напомнил 6 мая: «Еще в программе нынешнего правительства мы заявили, что членство в НАТО является вопросом, который требует единогласия с социал-демократами, но такого нет. Мы сотрудничаем с НАТО, но членство в этом союзе не является для нас актуальным».

Правда, число поддерживающих вступление Швеции в НАТО за последние годы несколько возросло, но противников такого шага значительно больше. Согласно опросу, проведенному в апреле этого года, «за» высказались 29% (в 2004 году – 24%), «против» – 53% (в 2004 году – 59%).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
890
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
921
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
411
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
587

Другие новости