0
1913
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.05.2008 00:00:00

Острова раздора и надежды

Тэги: япония, россия, отношения, договор


В Японии и дипломаты, и политики в один голос говорят, что отношения с Россией «развиваются очень хорошо» во всех сферах. За исключением одной – отсутствия мирного договора, препятствием к заключению которого уже несколько десятков лет остаются разногласия сторон по территориальному аспекту документа.

42-й километр

Всего 42 километра отделяют оконечность самого северного острова Японии Хоккайдо от берега Сахалина. В ясную погоду с Хоккайдо виден Сахалин. Не видно только решения «территориальной проблемы». Кавычки не случайны – так это обозначается в официальной позиции МИД России.

Министр Сергей Лавров дипломатично говорит о «территориальном аспекте» проблемы мирного договора. Тем не менее на протяжении последних лет Москва регулярно выражала готовность закрыть эту проблему, на взаимоприемлемой основе урегулировав ситуацию вокруг островов Южной Курильской гряды – Итурупа, Кунашира, Шикотана и Хабомаи.

Не стал в этом отношении исключением и визит в Москву в конце апреля премьер-министра Японии Ясуо Фукуды, в ходе которого он снова услышал заверения высшего руководства России в необходимости продолжить переговоры по мирному договору и его территориальному аспекту. Это дает Токио надежду и смелость требовать возвращения всех четырех островов, от всех прав и правооснований на которые Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору (1951 год). С 1945 года по решению Крымской конференции Курильские острова отходили к Советскому Союзу.

Раз уж признали наличие территориальных разногласий – причем по четырем островам, как в случае с подписанным последним президентом СССР Михаилом Горбачевым советско-японским заявлением 1991 года и с завизированной президентом России Борисом Ельциным Токийской декларацией 1993 года, а также иркутским заявлением Владимира Путина от 2001 года, – придется по этому вопросу договариваться.

Большая часть населения Японии, согласно опросам, придерживается подхода «ястребов». Один из самых ярких сторонников жесткой внешнеполитической линии депутат нижней палаты японского парламента Сёити Накагава. В интервью «НГ» он подчеркнул: «Проблему можно решить только возвратом Россией четырех островов Японии». По словам законодателя, Токио и Москва должны подойти к вопросу «на основе диалога и без крутых мер».

Отвечая на вопрос о возможности поднятия Токио территориального вопроса на саммите G8 в июле для оказания давления на Россию, Накагава сказал: «Мне хотелось бы, чтобы зарубежные партнеры Японии поняли нашу позицию, но не знаю, сможем ли мы заручиться их поддержкой». Отметим, что среди главных тем «восьмерки», которая пройдет 7–9 июля на острове Хоккайдо, российско-японские территориальные противоречия не фигурируют. В повестке стоят проблемы окружающей среды ввиду изменения климата, мировая экономика, проблемы развития и Африка, политические вопросы, включая нераспространение оружия массового уничтожения.

Дипломат из департамента Европы МИД Японии г-н Ватанабе в интервью «НГ» заявил, что тема островов для Японии – вопрос национального престижа и гордости, «возвращены должны быть все четыре и без какой-либо финансовой компенсации со стороны Японии для России». Каким образом сделать подобное решение приемлемым для РФ, в Токио объясняют довольно эмоционально, давая понять, что после подписания мирного договора Россия выиграет от активизировавшегося сотрудничества со Страной восходящего солнца.

Трудно спорить с тем, что показатели товарооборота между двумя странами, бьющими рекордные отметки в двустороннем плане (21,3 млрд. долл. по итогам 2007 года, хотя еще в 2004 году было менее 5 млрд. долл.), на порядок не дотягивают до объемов взаимной торговли Японии с КНР или с США. «Но ведь с Китаем у Токио тоже есть нерешенный территориальный вопрос. Это острова Сэнкаку (Дяоюйдао)», – говорю я г-ну Ватанабе. Он тут же бескомпромиссно поправляет: у Японии нет территориальных проблем с КНР, а Сэнкаку, какими бы ни были односторонние требования Пекина, принадлежат Японии┘

Вызов для Медведева

Что касается Курил, то президенту Дмитрию Медведеву премьер Владимир Путин оставил то, что в английском языке обозначают емким словом challenge. Это вызов, отреагировав на который можно добиться реального успеха, а в случае неудачи – упустить дополнительные возможности расширения сотрудничества с Японией. В данных обстоятельствах отнимать у японцев надежду на удовлетворение в том или ином объеме их территориальных притязаний сейчас было бы нецелесообразно. Как, например, европейцам сказать Турции, уже 40 лет стучащейся в Евросоюз, что ей никогда не откроют дверь.

Сколько готова ждать Япония – вопрос открытый. Конкретных временных рамок Страна восходящего солнца не ставит, очевидно, понимая бесперспективность ультимативного давления на Москву. У России есть время продумать условия приемлемого для нее разрешения ситуации, если, конечно, оно вообще существует. Банальная финансовая компенсация за острова представляется изначально проигрышным вариантом. Известно, как с высоты времени воспринимается продажа Русской Аляски Америке и смешно звучит затребованная Александром II в 1867 году сумма – 7,2 млн. долл. (то есть всего 4,7 долл. за 1 кв. км территории). Некоторые эксперты полагают, что лучшие дивиденды от урегулирования проблемы мирного договора можно было бы извлечь за счет прихода японских технологий, инвестиций и активизации двустороннего сотрудничества во всех областях.

Какова могла бы быть формула территориального компромисса? Ответ на этот вопрос могут дать только эксперты и дипломаты. Россия предлагала согласно советско-японской декларации 1956 года передать Японии Шикотан и Хабомаи – меньшую по территории часть оспариваемой японцами гряды. В минувшем году бывший министр иностранных дел Японии Таро Асо – влиятельный политик, называл еще один вариант: 75% Итурупа оставить России, остальную часть так называемых «северных территорий» вернуть японцам.

Официально МИД Японии по-прежнему требует возврата четырех островов. Но в частных беседах дипломаты из Страны восходящего солнца позитивно отзываются об идее Асо. «Ситуация с островами должна разрешиться по формуле win-win, чтобы не было побежденных и победителей», – сказал дипломатический источник «НГ» в Токио. 48% территории островов – Японии, 52% – России, такой вариант, судя по словам собеседника «НГ», был бы не так уж плох для Токио. Популярная левая газета Asahi, в свою очередь, поддержала идею «2+@», где под @ понимается передача Японии Кунашира в дополнение к Шикотану и Хабомаи.

Подход «без победителей и побежденных» характерен для философии японского общества. Так, с большим успехом здесь прошел фильм «Фландрийский пес» режиссера Кевина Броуди про бедного мальчика Нелло, который хотел стать художником и умер, глядя на картину великого мастера. В ходе показа в США Нелло называли «лузером». В Японии же он вызвал всеобщее сожаление и симпатию. Когда я возвращался из Токио в Москву, на борту самолета демонстрировался фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», и некоторые японцы сопереживали герою Андрея Мягкова.


Японским судам с оранжевыми рубками можно вести промысел в районе Курильской гряды.
Фото автора

«Мы хотим переехать на северные территории»

В банкетном зале гостиницы города Накасибецу на северной оконечности острова Хоккайдо накрыт богатый стол. Предложены всевозможные изыски японской кухни. За столом вместе с группой молодых российских журналистов сидят руководители Ассоциации бывших жителей островов, которые Токио оспаривает у России. По очереди президент ассоциации Тосио Коидзуми, его заместитель Иородзуя Цутому и руководство местного отделения организации показывают на карте места, где родились они и их родители. Шикотан, Кунашир, Итуруп, остров Танфильева из гряды Хабомаи... У каждого своя история и воспоминания о юности.

Коидзуми излагает своеобразную с точки зрения истории позицию ассоциации, насчитывающей 17 291 человек и отмечающей в этом году 50-летний юбилей: «Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были отняты Советским Союзом после вторжения советских солдат уже по окончании войны. Все жители были изгнаны». Коидзуми уверен, что развитие российско-японских отношений невозможно без решения проблемы островов. В то же время он признает, что с островами уже налажены безвизовый обмен и свободное посещение, пограничники ухаживают за местным японским кладбищем.

Нынешнему населению трех крупных обитаемых островов ассоциация ежегодно оказывает гуманитарную помощь на 300 тыс. долл., которая «принимается с благодарностью». Медикаменты и продовольствие доставляются морем из порта японского города Немуро. Груз готовится к отправке в октябре, но доходит он до островов только в начале нового года из-за сложностей в таможенном оформлении. Соотношение медикаментов и продтоваров согласовывается с жителями Курил. Рассказывают, что несколько лет назад даже возникали унизительные ситуации, когда адресаты гумпомощи спорили в присутствии японских дипломатов, что важнее будет получить – шприцы или картошку┘

Ивата Сюдзо делится хорошо подготовленным рассказом о том, как ему пришлось покинуть Итуруп в 1947 году в возрасте 17 лет. В 1945 году на остров высадились советские солдаты, вспоминает Ивата. Они вели себя дисциплинированно, и проблем во взаимоотношениях не возникало до 1946 года, когда на Итуруп прибыли «советские военные с зеленой полоской».

«Неожиданно в сентябре 47-го вышел приказ, чтобы все, кто не занимался рыболовством, переехали с Итурупа на Хоккайдо. Мы собрались, взяв с собой то, что можно было унести. На третий день подошло судно водоизмещением 5 тыс. т и стало на рейде. Переправлялись к нему на лодках, небольшими группами. Трапа не было. Мы залезали в спускаемые тралы с пожитками, и нас поднимали», – рассказывает Ивата. После погрузки у Итурупа судно еще неделю собирало местных жителей по другим островам гряды. Людей доставили на Сахалин и разместили в местной школе. Места хватило не всем: были разбиты палатки. Через 7–10 дней на японских судах жителей островов начали перевозить в Японию. Дети недоедали, многие заболели корью. У Иваты от кори умерли две сестры.

Всего, как утверждают руководители ассоциации, в живых осталось около восьми тысяч бывших жителей островов. Вместе с детьми, внуками и правнуками родиной Южные Курильские острова считают 50 тыс. человек. И почти все они готовы в случае передачи островов Японии вернуться, говорят наши собеседники. Однако неуверенно звучат их утвердительные ответы на вопрос, не помешали ли бы возвращению пожилых людей, большую часть жизни проживших в более теплой и комфортной Японии, холодный климат и слабая благоустроенность островов, на которых сейчас проживают около 16 тыс. человек. В МИД Японии, кстати, заверяют, что Токио не намерен принуждать россиян переселяться в случае передачи островов: японцы не хотят «повторить трагедию 1940-х».

Касатка

На следующий день рано утром мы выезжаем из Накасибецу в рыболовецкий поселок Рауса. Дорога ведет через поля, сопки, леса. Редко когда попадается встречная машина. Местные жители даже шутят, что скоростные трассы, которыми изрезан Хоккайдо, здесь «строят для медведей». Ведь треть жителей острова живут в городе Саппоро, расположенном южнее. Сопровождающий нас вице-президент Ассоциации бывших жителей островов Иородзуя Цутому с гордостью рассказывает, что, когда сюда приезжают россияне с Курил, они прежде всего восхищаются прекрасными дорогами. В этот момент наш автобус проносится мимо придорожного стенда, на котором написано требование вернуть все четыре острова «северных территорий» Японии.

Мы садимся на катер Ever Green в бухте Раусы. В нескольких десятках метров рыболовецкие шхуны с оранжевыми рубками – им можно вести промысел в районе южной гряды Курильских островов по российско-японскому межправительственному соглашению от 1998 года. У «неоранжевых» могут возникнуть проблемы с российскими пограничниками, как это было, например, в конце прошлого года. Недалеко пришвартованы также несколько белых катеров с зачехленными палубами. Похоже, здесь не собирались все показывать и хорошо подготовились к приезду российских журналистов.

На вопрос «НГ», как здесь решается проблема браконьерства и как власти обходятся с российскими рыбаками, которые, по некоторым данным, беспрепятственно сбывают в прибрежных городах Хоккайдо краба и морского ежа, представитель администрации Раусы ответил уклончиво и только после консультации с японским дипломатом. Суть ответа: здесь иное понимание браконьерства, острова южной Курильской гряды тут считают японскими, а если с российскими рыбаками, возможно, и ведут бизнес, то не в Раусе, а в других городах.

Капитан катера тем временем рассказывает, что в 1980-х советские пограничники задерживали его за нарушение госграницы. Он перешел ее осознанно, чтобы вернуться с большим уловом. С некоторых пор, жалуются японские рыбаки, в их водах стало мало минтая. Причину они видят в деятельности больших российских траулеров, которые прошли вдоль разделительной российско-японской линии и мелкой сетью выловили мальков.

Вдруг в нескольких десятках метров от борта над поверхностью спокойного моря показывается плавник касатки. Услышав приближение винтов, гигантский кит уходит под воду. Нам объясняют, что эта касатка уже несколько месяцев курсирует в районе Кунашира. Навигационные приборы показывают, что японский катер больше не может двигаться вперед. Мы на той самой разделительной линии, которая не отмечена ни буями, ни колючей проволокой. Сквозь дымку чуть проступают очертания Кунашира. Гораздо четче позади видны контуры гор Хоккайдо. Поворот. Рев двигателя. И, рассекая морскую гладь, мы быстро удаляемся от такой близкой и одновременно такой далекой для японцев России.

Токио–Накасибецу–Рауса


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1829
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1148
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
843
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1129

Другие новости