Когда пять лет тому назад Ильхам Алиев одержал победу на президентских выборах, мало кто сомневался в безоблачном будущем его политической карьеры. Уже тогда было ясно, что для азербайджанской оппозиции наступают нелегкие времена. Было понятно всем, но только не самой оппозиции.
Три года тому назад в стране прошли парламентские выборы. Это были первые выборы после кончины Гейдара Алиева. Тогда оппозиция, которая на протяжении 12 лет безуспешно боролась с Гейдаром Алиевым и уже имела печальный опыт в схватке за власть с его сыном и соответственно политическим преемником, решила, что называется, снова «попробовать его на крепость». Благо буря цветных революций, пронесшаяся по просторам СНГ, вселяла надежды на успех, который казался более чем реальным.
Теперь на тех же просторах веют уже другие ветры. Выборы в Грузии, России и Армении показали, что политические режимы, установившиеся в этих странах, достаточно прочны и долговечны, внешнее давление на них ничтожно мало, а электоральные предпочтения играют хотя и важную, но далеко не главную роль.
Однако на фоне ситуации в соседних кавказских странах, где периодически происходят волнения, так как оппозиция там все же достаточно сильна и претендует на оспаривание результатов выборов, предвыборная ситуация в Азербайджане представляет собой, по крайней мере на сегодняшний день, полнейший штиль, какого не было даже при Гейдаре Алиеве.
Азербайджан сегодня – это одна сплошная стройка. Экономический бум, наблюдающийся в стране в последнее десятилетие, поток в страну нефтедолларов и рост доходов населения, пусть даже при высоких темпах инфляции, создают обстановку, когда общество куда больше интересуется проблемами зарабатывания денег, накопления, потребления, а нередко и выживания в период подорожания жизни. В этих условиях политика отходит на второй план. Да и неизменно высокий рейтинг энергичного Ильхама Алиева не оставляет сомнений в результатах предвыборной кампании.
Вообще, размышляя на тему выборов в Азербайджане, важно говорить не о результате, который и так ясен, а непосредственно о процессе. Впрочем, большинство аналитиков сходятся в том, что президентские выборы будут напоминать короткую спринтерскую дистанцию, где выступление, по сути, одного участника предполагает улучшение собственного же показателя пятилетней давности.
Среди причин, благодаря которым такая ситуация оказалась возможной, наблюдатели единодушно называют бездарность оппозиции. И впрямь, все три года, прошедшие после выборов в парламент, об оппозиции практически не было слышно. Создается впечатление, что от своего сокрушительного поражения некогда популярные в стране политики так и не оправились. Это, в свою очередь, привело к значительному сокращению и без того немногочисленной электоральной базы оппозиционных партий. Впору говорить о том, что оппозиция, образно выражаясь, скончалась, так и не приходя в сознание.
Эта ситуация, похоже, не очень радует даже власти. Представители правящей партии «Йени Азербайджан» («Новый Азербайджан») неоднократно заявляли, что заинтересованы в существовании в стране конструктивной оппозиции. Попытки обсуждения внутриполитической обстановки в стране предпринимались. Причем использовались различные форматы – как переговоры один на один между представителями партии власти и одной из оппозиционных сил, так и в формате круглых столов. Но реальных результатов эти действия не имели.
Чрезмерная амбициозность ряда оппозиционных лидеров не только поставила их вне реальных процессов в обществе, но и привела возглавляемые ими партии к политическому банкротству. Попытка заручиться поддержкой влиятельных и богатых зарубежных спонсоров также оказалась безрезультатной. Как сказал мне один знакомый, некогда оппозиционный политик, оппозиционеры даже не в состоянии постичь, что против каждого привлеченного из-за рубежа доллара у властей найдется 10, а то и 20. Да и какой Сорос будет делать ставку на проект, несостоятельность которого чувствуется за версту!
Примечательно, что в такой ситуации даже анализировать внутриполитическую ситуацию становится неинтересно. Не случайно многие местные политологи, сами некогда являвшиеся активными политиками, давно уже переквалифицировались в политологов-международников. На страницах азербайджанской прессы, в ресурсах информационных порталов очень редко встретишь публикацию на тему предвыборного расклада, и те не отличаются особой оригинальностью.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что, учитывая резкие различия в весовых категориях всех возможных претендентов на пост главы государства и президента действующего, нынешние президентские выборы будут самыми прогнозируемыми за всю их почти 20-летнюю историю в Азербайджане.
Сам действующий президент Ильхам Алиев находится на пике популярности и больше занят, судя по всему, текущими и стратегическими задачами, нежели мыслями о предстоящей президентской кампании.
Говоря о новшествах, которые будут применены на этих выборах, нельзя обойти стороной еще один немаловажный факт. Дело в том, что бюджетом страны на прошлый и текущий годы было предусмотрено выделение больших сумм для строительства отдельных, оснащенных по последнему слову техники зданий для размещения в них окружных избирательных комиссий. Такая масштабная работа ни в одной стране СНГ до сих пор не велась. Этот факт еще раз иллюстрирует характер акцентов в предвыборной кампании. Сегодня уже смело можно говорить о том, что даже строительные технологии будут играть в президентской кампании 2008 года в Азербайджане более определяющую роль, чем политические.
Правда, ситуацию накануне выборов несколько омрачает положение, в котором оказались некоторые журналисты, по версии официальных источников, отбывающие срок в связи со злоупотреблениями своим положением и прочими правонарушениями.
Оппозиция пытается использовать это обстоятельство в качестве аргумента в политической борьбе. Однако явного прогресса не наблюдается. Заезжие европейские и американские политики в мягкой форме советуют азербайджанскому правительству пересмотреть свое отношение к заключенным под стражу журналистам, но при этом не делают резких политических заявлений.
Все понимают, альтернативы действующей власти в Азербайджане нет и в ближайшее время не будет. В стране нет сколько-нибудь значимого политического и общественного деятеля, кроме Ильхама Алиева, который мог бы претендовать на самый высокий пост в стране. Хотя если говорить об общественном деятеле, то, пожалуй, только супруга президента Мехрибан Алиева способна всерьез претендовать на роль наиболее популярного человека в стране. Она хотя и не вне политики (Мехрибан Алиева является депутатом парламента), но бесспорно – вне конкуренции.