К Центральной Азии в последнее время повышенное внимание проявляют многие западные страны. Евросоюз в поисках альтернативных источников энергоресурсов инициировал проекты поставки газа и нефти из стран региона в Европу и заручился поддержкой в этом Казахстана и Туркмении. В то же время в борьбу за энергоресурсы Центральной Азии включились новые игроки – Индия и Пакистан.
В частности, в Казахстане индийская госкорпорация ONGC Mittal Energy скупает доли в нефтегазовых проектах. Другая компания, ONGC Videsh Ltd., получила 15-процентный пакет акций в проекте «Алибекмола» и 10-процентный пакет акций в проекте Кармангазы. Кроме того, ведутся переговоры с национальной казахстанской компанией «КазМунайГаз» о совместном освоении участка «Сатпаев» на казахстанском шельфе Каспия.
Еще одна индийская компания, SAPRA India Foundation, ведет переговоры в Узбекистане о приобретении как минимум 20% акций нефтегазовых месторождений республики. Вместе с тем очевидно, что, даже имея доступ к разработке нефтегазовых месторождений Центральной Азии, обеспечить регулярные поставки углеводородного сырья в Индию без трубопроводной системы невозможно. Одним из подходов к решению этой проблемы могло бы стать строительство Трансафганского трубопровода – Туркмения–Афганистан–Пакистан.
В апреле нынешнего года Индия подписала с Туркменией меморандум о взаимопонимании. Документ открывает индийским компаниям доступ к добыче и переработке туркменской нефти, а также строительству газопроводов и систем сжижения газа. Одновременно Нью-Дели присоединился к проекту Трансафганского трубопровода. 22 апреля 2008 года в Исламабаде на встрече министров иностранных дел участников проекта Туркмении, Афганистана, Пакистана Индия была принята в клуб членов проекта Трансафганского газопровода.
Следует напомнить, что этот проект был разработан в 1993 году американскими экспертами и нацелен на усиление влияния США как в Центрально-Азиатском, так и в Южно-Азиатском регионе. Контракт о строительстве Трансафганского газопровода был подписан между Туркменией, американской компанией Unocal и саудовской Delta Oil Co в октябре 1995-го. Тогда же было подписано соглашение о строительстве нефтепровода, который намечалось проложить параллельно газопроводу. Его проектная мощность к 2010 году должна была составить до 259 млн. тонн нефти в год. Однако впоследствии вопрос о транспортировке нефти (в первую очередь казахстанской) был отложен на неопределенный срок. В мае 1997 года в Ашхабаде прошла встреча глав государств – членов Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Основным документом, который обсуждался на встрече, была Ашхабадская декларация о развитии транспортной инфраструктуры и сети транснациональных трубопроводов. Председательствовавший на встрече президент Туркмении Сапармурат Ниязов (именно по его инициативе была созвана эта внеочередная встреча) пытался повернуть ОЭС к осуществлению конкретных совместных проектов, которые могли бы реально повлиять на экономическую ситуацию как всего региона, так и каждой из стран – членов ОЭС в отдельности. Проект был заявлен, а потом на время забыт. И вот в нынешнем году о нем вновь вспомнили.
Предполагается, что газ для Трансафганского трубопровода будет поступать с Давлетабадского месторождения. Протяженность газопровода составит 1680 км, пропускная способность – 30 млрд. кубометров природного газа в год. Стоимость проекта несколько лет назад оценивалась в 3,3 млрд. долл. Давлетабадское месторождение в настоящее время является базой для экспорта газа в Россию и рассматривается в качестве источника будущего трубопровода в Индию.
По мнению экспертов, идея экспорта туркменского газа по Трансафганскому газопроводу актуализирована усилиями американской дипломатии, которая лоббирует его в противовес проекту трубопровода Иран–Пакистан–Индия. Однако даже имея доступ к разработке нефтегазовых месторождений стран Центральной Азии, обеспечить регулярные поставки углеводородного сырья в Индию без трубопроводной системы будет трудно.
«Экономическим приоритетом для развития региона является не столько добыча углеводородов, сколько наличие газовой трубы, – сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. – Сколько бы ни добывали газа и нефти в странах региона, его будет недостаточно. И тот, кто будет контролировать трубу из Туркмении или Ирана в Индию, тот будет держать Индию под серьезным экономическим контролем весь XXI век».
Как пояснил эксперт, у туркменской трубы заявлены два направления – через северный Афганистан и Хайдарский перевал и через северный Афганистан и Белуджистан в Индию.
Участники трансафганского проекта уже договорились начать его реализацию в 2010 году. Если это получится, то доставка газа может начаться в 2015 году. «Либо США, либо блок ШОС обеспечат функционирование этой трубы», – отметил Собянин.
Индию в Центральной Азии интересует не только поиск новых источников энергоносителей, но и новые формы борьбы с исламским терроризмом. В рамках двустороннего сотрудничества Индия и Таджикистан в 2002 году подписали соглашение о реконструкции военного аэродрома «Айни». Правда, этот документ не предусматривает использование таджикского аэродрома индийскими Вооруженными силами. Однако де-факто Дели в пригороде таджикской столицы строит свою военную базу.
Аэродром «Айни» расположен близ города Гиссара – в 25 км на запад от Душанбе. До распада СССР здесь был вертолеторемонтный завод со взлетно-посадочной полосой. После распада завод не работал. Предполагалось, что Индия отстроит здесь три ангара, два из которых будет эксплуатировать. Также планировалось, что в «Айни» будут размещены 12 боевых самолетов МиГ-29 ВВС Индии.
Однако официальный Душанбе категорически отрицал возможность размещения индийских ВВС на своей территории и в одностороннем порядке «заморозил» сотрудничество, потребовав у Нью-Дели вывести свой военный контингент с авибазы «Айни». По мнению экспертов, Душанбе был вынужден «попросить» индийцев покинуть страну под нажимом Москвы.
По другой версии, Душанбе не устроило то, что Нью-Дели вовремя не расплатился за аренду авиабазы. Как сообщила индийская газета Thaindian Times, «неуплата по ряду обязательств, данных прежним министром обороны Джорджем Фернандесом, в том числе по ремонту автодороги близ Душанбе и строительству гидроэлектростанции, вызвала недовольство таджикских властей, которые, в свою очередь, уведомили Индию о том, что она должна отозвать свой военный персонал в количестве 150–200 человек, размещенный в Айни».
Тем не менее, как стало известно «НГ», точка в военном сотрудничестве пока не поставлена. В настоящее время ведутся переговоры об открытии учебного авиационного центра для таджикских авиаторов.
Этим фактом недоволен Исламабад, который считает, что Индия зашла слишком «глубоко в тыл» и тем самым якобы имеет стратегическое преимущество перед Пакистаном на случай возможного военного конфликта между этими двумя странами. В Дели парируют, что база нужна не столько как плацдарм против Пакистана, а для защиты, например, ныне строящихся на территории высоковольтных линий, которые предназначены для доставки электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Пакистан и Индию.