0
1712
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.05.2008 00:00:00

Ход слоном

Тэги: индия, энергоресурсы, борьба


К Центральной Азии в последнее время повышенное внимание проявляют многие западные страны. Евросоюз в поисках альтернативных источников энергоресурсов инициировал проекты поставки газа и нефти из стран региона в Европу и заручился поддержкой в этом Казахстана и Туркмении. В то же время в борьбу за энергоресурсы Центральной Азии включились новые игроки – Индия и Пакистан.

В частности, в Казахстане индийская госкорпорация ONGC Mittal Energy скупает доли в нефтегазовых проектах. Другая компания, ONGC Videsh Ltd., получила 15-процентный пакет акций в проекте «Алибекмола» и 10-процентный пакет акций в проекте Кармангазы. Кроме того, ведутся переговоры с национальной казахстанской компанией «КазМунайГаз» о совместном освоении участка «Сатпаев» на казахстанском шельфе Каспия.

Еще одна индийская компания, SAPRA India Foundation, ведет переговоры в Узбекистане о приобретении как минимум 20% акций нефтегазовых месторождений республики. Вместе с тем очевидно, что, даже имея доступ к разработке нефтегазовых месторождений Центральной Азии, обеспечить регулярные поставки углеводородного сырья в Индию без трубопроводной системы невозможно. Одним из подходов к решению этой проблемы могло бы стать строительство Трансафганского трубопровода – Туркмения–Афганистан–Пакистан.

В апреле нынешнего года Индия подписала с Туркменией меморандум о взаимопонимании. Документ открывает индийским компаниям доступ к добыче и переработке туркменской нефти, а также строительству газопроводов и систем сжижения газа. Одновременно Нью-Дели присоединился к проекту Трансафганского трубопровода. 22 апреля 2008 года в Исламабаде на встрече министров иностранных дел участников проекта Туркмении, Афганистана, Пакистана Индия была принята в клуб членов проекта Трансафганского газопровода.

Следует напомнить, что этот проект был разработан в 1993 году американскими экспертами и нацелен на усиление влияния США как в Центрально-Азиатском, так и в Южно-Азиатском регионе. Контракт о строительстве Трансафганского газопровода был подписан между Туркменией, американской компанией Unocal и саудовской Delta Oil Co в октябре 1995-го. Тогда же было подписано соглашение о строительстве нефтепровода, который намечалось проложить параллельно газопроводу. Его проектная мощность к 2010 году должна была составить до 259 млн. тонн нефти в год. Однако впоследствии вопрос о транспортировке нефти (в первую очередь казахстанской) был отложен на неопределенный срок. В мае 1997 года в Ашхабаде прошла встреча глав государств – членов Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Основным документом, который обсуждался на встрече, была Ашхабадская декларация о развитии транспортной инфраструктуры и сети транснациональных трубопроводов. Председательствовавший на встрече президент Туркмении Сапармурат Ниязов (именно по его инициативе была созвана эта внеочередная встреча) пытался повернуть ОЭС к осуществлению конкретных совместных проектов, которые могли бы реально повлиять на экономическую ситуацию как всего региона, так и каждой из стран – членов ОЭС в отдельности. Проект был заявлен, а потом на время забыт. И вот в нынешнем году о нем вновь вспомнили.

Предполагается, что газ для Трансафганского трубопровода будет поступать с Давлетабадского месторождения. Протяженность газопровода составит 1680 км, пропускная способность – 30 млрд. кубометров природного газа в год. Стоимость проекта несколько лет назад оценивалась в 3,3 млрд. долл. Давлетабадское месторождение в настоящее время является базой для экспорта газа в Россию и рассматривается в качестве источника будущего трубопровода в Индию.

По мнению экспертов, идея экспорта туркменского газа по Трансафганскому газопроводу актуализирована усилиями американской дипломатии, которая лоббирует его в противовес проекту трубопровода Иран–Пакистан–Индия. Однако даже имея доступ к разработке нефтегазовых месторождений стран Центральной Азии, обеспечить регулярные поставки углеводородного сырья в Индию без трубопроводной системы будет трудно.

«Экономическим приоритетом для развития региона является не столько добыча углеводородов, сколько наличие газовой трубы, – сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. – Сколько бы ни добывали газа и нефти в странах региона, его будет недостаточно. И тот, кто будет контролировать трубу из Туркмении или Ирана в Индию, тот будет держать Индию под серьезным экономическим контролем весь XXI век».

Как пояснил эксперт, у туркменской трубы заявлены два направления – через северный Афганистан и Хайдарский перевал и через северный Афганистан и Белуджистан в Индию.

Участники трансафганского проекта уже договорились начать его реализацию в 2010 году. Если это получится, то доставка газа может начаться в 2015 году. «Либо США, либо блок ШОС обеспечат функционирование этой трубы», – отметил Собянин.

Индию в Центральной Азии интересует не только поиск новых источников энергоносителей, но и новые формы борьбы с исламским терроризмом. В рамках двустороннего сотрудничества Индия и Таджикистан в 2002 году подписали соглашение о реконструкции военного аэродрома «Айни». Правда, этот документ не предусматривает использование таджикского аэродрома индийскими Вооруженными силами. Однако де-факто Дели в пригороде таджикской столицы строит свою военную базу.

Аэродром «Айни» расположен близ города Гиссара – в 25 км на запад от Душанбе. До распада СССР здесь был вертолеторемонтный завод со взлетно-посадочной полосой. После распада завод не работал. Предполагалось, что Индия отстроит здесь три ангара, два из которых будет эксплуатировать. Также планировалось, что в «Айни» будут размещены 12 боевых самолетов МиГ-29 ВВС Индии.

Однако официальный Душанбе категорически отрицал возможность размещения индийских ВВС на своей территории и в одностороннем порядке «заморозил» сотрудничество, потребовав у Нью-Дели вывести свой военный контингент с авибазы «Айни». По мнению экспертов, Душанбе был вынужден «попросить» индийцев покинуть страну под нажимом Москвы.

По другой версии, Душанбе не устроило то, что Нью-Дели вовремя не расплатился за аренду авиабазы. Как сообщила индийская газета Thaindian Times, «неуплата по ряду обязательств, данных прежним министром обороны Джорджем Фернандесом, в том числе по ремонту автодороги близ Душанбе и строительству гидроэлектростанции, вызвала недовольство таджикских властей, которые, в свою очередь, уведомили Индию о том, что она должна отозвать свой военный персонал в количестве 150–200 человек, размещенный в Айни».

Тем не менее, как стало известно «НГ», точка в военном сотрудничестве пока не поставлена. В настоящее время ведутся переговоры об открытии учебного авиационного центра для таджикских авиаторов.

Этим фактом недоволен Исламабад, который считает, что Индия зашла слишком «глубоко в тыл» и тем самым якобы имеет стратегическое преимущество перед Пакистаном на случай возможного военного конфликта между этими двумя странами. В Дели парируют, что база нужна не столько как плацдарм против Пакистана, а для защиты, например, ныне строящихся на территории высоковольтных линий, которые предназначены для доставки электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Пакистан и Индию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости