Под прикрытием иностранцев чиновники хотят отвинтить пару гаек с государственной промышленной машины.
С конца прошлого года в Белоруссию зачастили делегации бизнесменов из соседних стран. Ехали и издалека, группами и поодиночке. С местными сопровождающими и новыми друзьями. Как правило, из власти. Иностранные же капиталисты – от производителей конфет до алмазных дилеров. Британцы, немцы, сирийцы и иранцы. Составить отдельный список просто невозможно. Несть числа иностранным ходокам, интересующимся будущей распродажей народной собственности. Той, которая создавалась в годы развитого социализма. Нынешними белорусскими пенсионерами и всеми советскими трудящимися.
По официальной оценке, всей промышленной собственности в Белоруссии насчитывается на 132 млрд. долл. Но это по тем методам подсчета, которые финансовый рынок не признает. Реальностью это станет после нормальной капитализации – и много, и мало. Но увеличить реальную и эффективную капитализацию выгодных предприятий можно достаточно быстро. Она имеет шансы вырасти и в 10, и в 50 раз.
Лет десять назад нам предлагали продать Белорусский металлургический завод. Среди потенциальных покупателей были и российские инвесторы. Но предложения того времени равны сегодня стоимости металлолома, который находится на территории завода.
Тогда приватизация не состоялась. Не поддались на уговоры, да и пришедшая к власти номенклатура районного уровня прихлопнула приватизационные притязания столичных элит. То, что дороже 60 тыс. долл., продавать или дарить можно было только с разрешения «самого» президента.
Время потянули, но что дальше? Есть ли крайняя нужда быстро и лихо продать свое фамильное серебро? Нет, крайней нужды не ощущается. Экономика растет по 8–10% ВВП в год, инвестиции в 2007 году приросли на 14,7%. Население в прошлом году купило товаров на 15% больше. В первом квартале 2008 года потребительский азарт вообще удивляет. Покупки уже приросли на 20,8%, что в два раза меньше прироста заработной платы. Люди не хотят экономить во имя завтрашнего дня. Здесь и сейчас – такова экономическая психология населения страны.
Спрашивается, когда строится много загородных домов, покупаются рекордные количества импортных автомобилей, чего еще надо ожидать? Жить стало лучше, жить стало веселее. О чем наперебой рассказывают и телевидение, и радио. А тут – иностранцы, визиты. Раздается земля в центре города под новые офисы, развлекательные центры, магазины и прочую инфраструктуру бизнеса и торговли.
Что же происходит в маленькой, но гордой стране? Sale – не сезонная, а внесезонная распродажа страны. Так как прямо говорить своим гражданам об этом стыдно, некоторые политики с самым большим рабочим стажем специализируются в антитезисе. Мы будем проводить приватизацию на благо страны. Дескать, при этом никакой номенклатурной приватизации не будет.
Интересно, а почему? Что начинается – народная или всенародная приватизация? По спецплану, трехлетним государственным планам? Новым декретом № 7 Александр Григорьевич Лукашенко как всенародно избранный президент начинает разгосударствление. Продажу? Или раздел собственности?
Если с начала года наш экспорт вырос на 78% и на столько же увеличились валютные поступления, то, помилуйте, зачем продавать семейные драгоценности? Предприятия стали плохими и уныло бедными? Нет, рентабельность достигла 13,9% в этом году. А в прошлом составляла 11,3%. Это – официальные цифры, которые никто в правительстве не подвергал сомнению. В сельском хозяйстве, которое всегда является головной болью для руководителей страны, всего 86 колхозов и совхозов убыточны. Это предельно минимальная доза – 5% субъектов аграрного сектора. Чудесно, не правда ли?
А тут – курс на распродажу. По специальному плану. Начинают «трудовые коллективы» и по согласию руководящих органов. Зачем это при таком экономическом счастье? И почувствовали запах свежатины иностранцы, и поехали-полетели. Страна начинает «весеннюю распродажу», хотя ценники в нашем приватизационном магазине появятся к концу лета. Когда все будут на морях и в лесах. И не это будет беспокоить своих «трудящихся».
Любовь без взаимности
Новый роман с Евросоюзом не получился. В политическом отношении европейцы оказались занудами, бюрократами. Тянули резину, на жесты белорусского президента внимания не обращали. Не показали своей «горячей заинтересованности». Потом США вообще скандал учинили. Ударили по больному месту. Заморозили счета государственных производителей и продавцов нефтепродуктов. Минск на такие действия взвился выше, чем местная телебашня. Американцев вообще стали выдавливать из посольства. Плюс шпионский скандал, прямо и вовремя. В ответ на это прекратилась выдача виз, рекомендовано обращаться в соседние страны. Реально – в Москву или Киев.
Таким образом, картина впечатляющая. Вспышка – слева, вспышка – справа. Накройся белой простыней и жди. Чего только, спрашивается? Внимание соотечественников максимально притягивается только к этим событиям. Но правда жизни не в этом. Это прекрасно понимают иностранные бизнесмены и охотники за постсоветскими промышленными кладами. Которые, пожалуй, в Белоруссии и остались. Приватизация везде уже давно закончилась. Актуальнее становится реприватизация или передел собственности.
Иностранцам в Белоруссии – уважение и почет. Хотя могут для учебы на пару дней иногда и в камеру посадить. Благо что никто сопротивляться не будет. Страна необычная, и взывать к кому-то и чему-то сложно. Помню, как новый посол одной «великой европейской страны» только приступил к своим обязанностям, а на границе задержали представителя крупного политического фонда. Прямо в аэропорту, хотя была виза и все документы в порядке. Телефоны в МИДе не отвечают, никто ничего не знает. Друзей пока у посла нет. И единственное, что он мог сделать, – возить обед задержанному в аэропорт и хлопотать, чтобы тому разрешили отдохнуть и поспать.
Вся дипломатия в нашем простом и незатейливом интерьере. А тут – новый курс, новые возможности для Запада. Россия не в счет. Боятся российского лихого и жесткого бизнеса. Не верят, не просят. По известной поговорке. А иностранцам из демократических стран внимание оказывают. Но больше – арабским друзьям, азиатским товарищам. Визит главы государства во Вьетнам обрадовал тем открытием, что вьетнамская и белорусская экономические системы одинаковы. Молодые социологи и политологи стали менять тезисы в своих диссертациях. Это не случайно. Руководитель Академии наук, бывший министр коммунального хозяйства, последнее время подчеркивает, что ученые из страны уже не выезжают. Особенно на Запад. Правильно говорит – все давно уехали. Ученые, естественно.
В такой стране иностранцам будет вольготно. Если в Германии часовая ставка работающего 29 евро, то в Белоруссии месячное пособие по безработице – 15 евро. Иметь таких дешевых рабочих выгодно, да и всех тут «иметь» выгодно. А если и предприятия будут по дешевке продаваться, то – вперед, «дранг нах остен». Кстати, белорусская средняя зарплата находится на уровне 70% российской. А в ряде секторов и регионов России она значительно выше. По этой причине из миллиона экономических белорусских эмигрантов 600 тыс. работают в России. Власть замалчивает эти факты. Вообще старается делать вид, что такого феномена – «гастарбайтер» – среди белорусов не существует. А на деле страна с успехом выезжала и выезжает.
Гора родила мышь
Экономическая и политическая изоляция Белоруссии дала весьма негативные результаты. И иностранцам тут делать было нечего. До последнего времени. Успехи в освоении иностранцами экономических просторов Белой Руси пока не впечатляют. За первый квартал 2008 года из общего объема агрегированных внутренних инвестиций в размере 2,7 млрд. долл. иностранные капиталовложения непосредственно в основной капитал составили всего 1,1%. Инвестиции, осуществляемые на основе банковских иностранных кредитов, – 0,4%. 1,5% общих капиталовложений.
Кстати, до сих пор на 45% инвестиции в стране осуществляются самими белорусскими предприятиями, экономическими субъектами государственного и частного бизнеса. Получается, что вбухиваем в год свыше 11 млрд. долл. в свои предприятия. И непременно тут же их собираемся продавать. Спрашивается, а кому мы делаем такие подарки? Самим себе, родным и любимым. Не всем, конечно. Тогда при чем тут иностранцы? Просто бросаем бисер перед ЕС? Завлекаем с политическими целями?
Тезис об иностранных инвестициях – любимая тема чиновников, раскрасневшихся на отчетах перед президентом. Они ему – иностранные инвестиции сделают чудо. Он им – делайте это быстрее. Образно, конечно. Но почему в Белоруссии это стало важным и актуальным? Прямо как в новой пословице: «Только стали жить богато, а тут деньги закончились». Это – про нас.
С другой стороны, как говорят мои коллеги, профессора экономики, раньше приватизировать не торопились, не нужно было самим. А теперь пора, дети выросли. Надо им помочь найти свое место в жизни. Создать платформу родимым отпрыскам. Профессора говорят и смотрят, благо зрительный зал приватизации будет составлять вся страна. А чиновники, номенклатура поторапливаются. Щурят глаза и качают головой. Они, родимые, уже подготовились. Провели тихо приватизацию оборотного капитала. По третьему тому «Капитала» товарища Карла Маркса.
Александр Лукашенко думал, что не даст им приватизацию постоянного капитала по первому тому. А они – сделали свое дело по третьему. И не нужны им по большому счету иностранцы. Под их прикрытием можно отвинтить пару гаек с государственной промышленной машины. Не распаляя общественное мнение.
Да, но и иностранные ходоки не теряют зря времени. Собирают информацию, выясняют, что, где и как? Собственно, иностранцев не интересует сам инвестиционный процесс как главное направление усилий. Они более практичны и своих целей не скрывают. Мои французские коллеги как-то открыто признались, что важно не пропустить момент раздела государственной собственности. Не оказаться в хвосте стран, которые удачно купят хорошие куски белорусской промышленной собственности. Честно и правдиво.
Пример соседей
А что Россия, Казахстан и Украина? Они будут в этом участвовать? Вопрос важный и стратегически перспективный. Россия идет, но пока вяло. Она завалена нефтедолларами и засыпает под ними. А Украина? Делит власть и собственность. Есть и там интересные сюжеты, особенно для нас.
Как свидетельствует опыт Украины, вслед за промышленной собственностью в передел пойдет земельная собственность. Начнется великий «черный передел», который нам был знаком только из учебников. По этой причине прикрепление к промышленным предприятиям колхозов и совхозов становится интересным ходом. Белорусское «ноу-хау». Через подобные механизмы можно актуально и вовремя землю разделить между собой. Тихо и спокойно. С известной долей белорусской смекалки. По-нашему, по-партизански. Пока враг дремлет.
Почему все это происходит? Власть играла государственной собственностью 13 лет. Доигралась до того, что летом 2007 года прибыльность нефтеперерабатывающих заводов достигла уровня прибыльности районных молокоперерабатывающих цехов – 3,3%. Прямо точное и синхронное попадание. Нефть и молоко стали у нас одинаково прибыльными.
В других отраслях своими вольными или невольными действиями номенклатура, красный и розовый директорат подвели свои предприятия под процедуру банкротства. Для самих себя. Тысячи предприятий никакая столица проконтролировать не сможет. А готовиться к новой жизни надо. Да и хочется иметь свои самолеты, яхты и дома в Лондоне. А то все русские и русские. А белорусы? Лыком шиты?
Президент и его правительство продолжали строить социализм в отдельно взятой стране. Точнее, любили об этом говорить любимому народу. А жили с «мерседесами» и конкурсами красоты. На свой местечковый манер. Полагаясь на 117 «валообразующих» предприятий, которые будут оплачивать эксперименты номенклатуры районной чеканки, практически субсидируемые Россией.
Политические и экономические дивиденды из ОАО «Россия» наши политики извлекали, прямо скажем, успешно. Выстраивали на этом и вертикаль, и власть. Удивляли всех новым экономическим чудом. Приглашали российских журналистов и рассказывали о своих экономических подвигах. За 8 млрд. долл. косвенных субсидий со стороны России. Россия только пальцем пригрозила. И что потом?
Белорусская власть – а мы покажем свою важность и значимость. В политическом плане – нечего обсуждать. Карликовое влияние. Предельно малая величина. В экономическом – дешевая собственность для распродажи. На этом и играют сейчас. Кто больше даст. Но не стоит ловить рыбу на белорусскую удочку. Нет ее как таковой. Подпрыгивания местной номенклатуры вокруг бывшей народной собственности есть танец собственного живота. Но это не политологический, а оригинальный новый культурологический феномен белорусской власти.
А России не стоит поддаваться на такие оригинальные проявления нового белорусского характера. Надо просто договориться об основных принципах отношений. Надолго и всерьез.