0
1656
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.05.2008 00:00:00

Близкий, ненадежный и напористый партнер

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: отношения, нато, изоляция, угроза, россия


Президентские выборы в России и США неизбежно сулят смену вех. Две трети первого десятилетия нового века прожито. Переходный «постбиполярный» период в мировой политике давно закончился, а в самих международных отношениях за неполные восемь лет обнаружилось два этапа. Первый (1991–2006) – время активного сближения России с ее западными партнерами, прежде всего Соединенными Штатами. Второй, открыто обозначившийся в 2007 году спором из-за размещения элементов военной инфраструктуры НАТО у западных российских границ, ознаменовал начало в мировой политике (очередного?) цикла расхождений.

Мир, который во многих его столицах хотели бы видеть плюралистичным и многоцентровым, на деле бесцеремонно направляется силами американской военно-политической машины и экономики, как если бы предназначением всех мировых тенденций было удовлетворение потребностей одной страны – США.

Подобный крен в международных отношениях был заметен сразу после распада СССР, но в наиболее откровенном виде он обнаружил себя с началом войны в Ираке (2003). По сути, эта американская акция была не менее вызывающей, чем вмешательство Советского Союза в Афганистане в 1979 году. Причем выглядела она даже более беззаконно: Москва в свое время могла хотя бы формально ссылаться на государственный договор с Афганистаном, на основании которого там оказались советские войска. Администрация Буша международно-договорных обоснований для нападения на Ирак особенно и не искала, положившись на свое односторонне решение. Мир, скажем прямо, это самоуправство проглотил. Международно-политическая среда нисколько не стеснила американцев. Новый рывок к распространению сферы прямой ответственности США на территориях, примыкающих к границам России, – во многом результат появившейся у Вашингтона вредной привычки к вседозволенности.

Конечно, союз НАТО сегодня совсем не тот, каким он был 15 лет назад. В 1990-х годах лидеры альянса беззастенчиво фантазировали, твердя о трансформации блока: например, из военно-политической – в политико-военную и чуть ли не политическую организацию. На деле прошлое десятилетие дало трансформацию союза в единственном смысле – его расширения.

Сегодня трансформация НАТО уже не блеф. Хотя смысл ее по-прежнему не тот, который вкладывается в это словосочетание командующими альянса. Во-первых, НАТО фактически перестала быть евроатлантической организацией, приобрела военно-политические функции на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральной Азии, распространив зону военной ответственности до южноазиатских рубежей и резко приблизив ее к западным границам Китая. Это не североатлантический альянс, а, по сути дела, «союз западно-центральной Евразии». Причем теоретически натовские вожди не ограничивают себя географическими рамками. Имея в виду союзы США с Японией и Южной Кореей, а также заметное (но, может быть, обратимое) сближение США с Индией, сегодня можно нарисовать себе схему экспансии НАТО – может быть, «очаговой» к Тихоокеанскому бассейну. Ни в 1949 году, ни даже в 1991-м подобное в голову никому прийти не могло.

Во-вторых – и это своего рода плата за расширение, – НАТО перестала быть «классическим» военным союзом. Ни Дания, ни Эстония сегодня не станут всерьез напрягаться ради решений военных задач, которые под давлением США навязываются альянсу, например, в азиатских регионах. (Хотя обе, пожалуй, легко пошлют десяток-другой солдат, скажем, для каких-либо операций в менее отдаленном Закавказье, если обстоятельства, не приведи фортуна, такое позволят.) Во всяком случае, воевать против их воли малые страны альянса заставлять, надо полагать, не будут.

Современная НАТО – это прежде всего общий пул ресурсов: территориальных, финансовых, технологических, политико-организационных, дипломатических, информационных. Американцам не нужна активная военная помощь Исландии и Латвии. Их пассивной поддержки вполне достаточно. Довольно и того, что США имеют право доступа к ресурсам этих стран. Такая формула не прописана в уставе НАТО, да и появилась она недавно – на базе осмысления «опыта неучастия» большинства стран альянса в иракской авантюре. Но все-таки формула была найдена, и она всех стала устраивать. Проявив гибкость, американцы выиграли шанс продлить жизнь блоку и направить его развитие по новому руслу.

В-третьих, и самое тревожное, при всем сказанном НАТО сегодня является единственным и уж, во всяком случае, ключевым органом глобального военно-политического регулирования – насколько таковое вообще существует в современных международных отношениях. Можно (и нужно) оспаривать легитимность этой «узурпации», подчеркивать, что Россия, Китай и Индия с Бразилией, не говоря о многих исламских странах, этот самоприсвоенный «статус» НАТО никогда не признают. Труднее не видеть, что на самом деле в мире нет альтернативного, параллельного или хотя бы аналогичного механизма согласования позиций такого большого круга стран и их военно-политической координации на основе единой стратегии и систематических усилий.

Вот почему есть основания для крайне неприятной констатации: изоляция России от НАТО может быть сопряжена с нарастанием угрозы вытеснения нашей страны из сферы военно-политического регулирования международных отношений. НАТО – близкий, ненадежный и напористый партнер, с которым тем не менее необходимо иметь дело, непрестанно работая над поиском инструментов нейтрализации его потенциально трудно предсказуемых шагов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1883
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1185
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
874
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1165

Другие новости