Важнейшим пунктом поездки Джимми Картера вполне могла быть встреча с президентом Сирии Башаром Асадом.
Фото Reuters
Мир между Сирией и Израилем становится чуть ли не более важным направлением мирного процесса на Ближнем Востоке, чем урегулирование палестино-израильского конфликта. Об этом свидетельствуют последние события в регионе. Одним из главных сторонников перезапуска данного трека уже давно выступает Россия. Но накануне ближневосточной конференции в Москве инициативу, похоже, намерены перенять США.
В конце этой недели в Лондоне должны состояться очередные консультации глав внешнеполитических ведомств «квартета» (РФ, США, ЕС, ООН). На встрече будет затронут вопрос о сроках проведения и повестке дня московской конференции. России, по-видимому, придется вновь напомнить, что сирийско-израильские отношения – обязательный пункт программы ожидаемого форума.
После Аннаполиса «квартет» фактически утратил свои исполнительно-контрольные функции, превратившись не более чем в площадку для обмена мнениями. В итоговом заявлении американской конференции по Ближнему Востоку единственным арбитром мирного урегулирования назван Вашингтон. Но речь в данном случае идет лишь о противостоянии между палестинцами и израильтянами. Аналогичная позиция на сирийском направлении пока остается вакантной. Надолго ли?
В США хорошо знают, что если одно дело идет плохо, то надо сосредоточить внимание на другом. Когда стало ясно, что иракский кризис затягивается, американская администрация активно занялась палестино-израильским урегулированием и, хоть и с большими усилиями, продавила аннаполисскую инициативу. Но на этом треке успехи тоже оказались более чем скромными. Как раз в таком внешнеполитическом контексте в Сирию направился бывший президент страны Джимми Картер.
Вашингтон относит Дамаск к «оси зла», поэтому не может себе позволить официальные контакты с сирийскими властями. Зато неофициальные или полуофициальные – вполне. При этом в отличие от Москвы, у которой, кроме как «дружбы» с Сирией, больше никаких козырей нет, у США есть другие рычаги влияния на Дамаск плюс отменные отношения с Израилем. Да, Россия ладит и с Ираном, но у американцев не менее влиятельный в регионе и более надежный союзник – Турция.
Итак. Несмотря на то что, освещая недавний визит Картера в Сирию, мировые СМИ предпочли уделить особое внимание его переговорам с лидерами радикального палестинского движения ХАМАС, важнейшим пунктом его поездки вполне могла быть встреча с президентом страны Башаром Асадом. Ведь почти сразу после нее сирийский лидер заявил, что третьи стороны прилагают активные усилия в деле примирения сирийцев и израильтян.
Асад не стал говорить, кто выступает в качестве посредников, но из утечек в ближневосточной прессе явствует, что речь идет об Анкаре, которая вряд ли действовала бы без согласования с Вашингтоном. Еще накануне прибытия Картера в Дамаск израильская газета «Едиот Ахронот», ссылаясь на премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, сообщила, что между ним и сирийским лидером идет переписка по поводу возможного возобновлению мирных переговоров.
А в минувший вторник сирийская газета «Аль-Ватан» опубликовала материал, в котором говорилось, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил Асаду и объявил ему о готовности Израиля полностью покинуть Голанские высоты в обмен на мир. Именно статус этой аннексированной израильтянами в 1981 году территории является главным препятствием на пути урегулирования отношений между соседними странами. Позже информацию о том, что Эрдоган передал Асаду сообщение от Ольмерта, подтвердила и министр по делам эмиграции Сирии Буссаина Шаабан. А 26 апреля Эрдоган лично прибыл в Дамаск.
Израиль официально признает, что заинтересован в предметном диалоге с Дамаском. С аналогичными заявлениями выступают и сирийские власти. На фоне забуксовавших палестино-израильских переговоров это звучит вполне оптимистично. В отличие от Палестинской национальной администрации (ПНА), не контролирующей половину своей территории – сектор Газа, руководство Сирии выглядит стабильным и в этом смысле надежным собеседником.
Тем временем на прошлой неделе в США побывал глава ПНА Махмуд Аббас. Туда он прибыл практически сразу после того, как в Москве встретился с президентом Владимиром Путиным и другими высокопоставленными лицами. Разумеется, основной темой переговоров стала московская мирная конференция по Ближнему Востоку. Как заявил Аббас в интервью «НГ», мероприятие «обязательно должно состояться», чтобы стать «корректировкой конференции в Аннаполисе» (см. «НГ» от 18.04.08).
Он отметил, что «Российская Федерация, как великая держава, просто обязана играть важную роль в урегулировании ближневосточного конфликта. Хотя бы как член «квартета». В США палестинский лидер также сделал акцент на необходимости восстановить роль международных посредников. В частности, он подчеркнул, что палестинцы желают жесткого вмешательства «квартета», чтобы обе стороны в кратчайшие сроки приступили к выполнению своих обязательств по плану мирного урегулирования «Дорожная карта».
В таком контексте лондонская встреча «квартета» в конце этой недели представляется особенно важной для российской дипломатии. Во-первых, желательно по-прежнему придерживаться линии «продолжения Аннаполиса». Это не даст возможность ни США, ни Израилю откровенно противостоять проведению московской конференции. Во-вторых, вполне можно настаивать на том, что мирный процесс по американскому сценарию буксует на месте, а продвинуть его можно будет путем предлагаемого Москвой «перезапуска».
В-третьих, следуя указанной линии, настоять на включение в повестку дня вопроса о сирийско-израильских переговорах. И, наконец, в-четвертых, постараться возродить «квартет».
Однако события, вероятнее всего, будут развиваться иначе. Даже если московский форум состоится, реализовать перечисленные шаги вряд ли удастся. Возможно, США в скором времени захватят лидерство и на сирийском треке, а затем и на ливанском. Это вовсе не означает, что в регионе наступит мир. Но участвовать в ближневосточных процессах у России практически не останется возможностей. n