Всего две недели тому назад главы украинского и российского МИДа Владимир Огрызко и Сергей Лавров договорились мирно урегулировать все вопросы, связанные со стремлением Украины вступить в НАТО. Министры создали специальную группу, которая по идее должна была разработать цивилизованный подход к проблеме, исключающий истерию. А уже на прошлой неделе Киев пожаловался на российскую власть в ООН. И вполне прагматичный вопрос о влиянии на украино-российские отношения членства Украины в НАТО снова утонул в волнах политических заявлений.
Документ, направленный украинским МИДом в ООН, обосновывался «антиукраинскими заявлениями высокопоставленных официальных лиц РФ в отношении суверенитета и территориальной целостности Украины». Официальный Киев попросил ООН рассмотреть этот аспект на Генеральной ассамблее вместе с вопросом о необходимости скорейшей интеграции Украины в евроатлантические структуры для обеспечения безопасности государства – члена ООН.
Президент Виктор Ющенко и ранее акцентировал внимание на том, что членство в НАТО необходимо стране как гарантия независимости и суверенитета. Российские политики, по сути, только подтвердили слова украинского лидера: если раньше на Западе с иронией воспринимали опасения Ющенко, то в свете недавних широко растиражированных в прессе выпадов и угроз со стороны отдельных представителей российского руководства заявления украинского президента приобрели особую значимость. Запад заинтересовался.
Вполне вероятно, что неожиданный поворот событий в украино-российских отношениях поможет Киеву получить План действий о членстве (ПДЧ) в НАТО уже в декабре. Какие плюсы и минусы получит от этого Украина?
Кроме тезиса о гарантиях национальной безопасности украинская власть приводит как минимум два преимущества членства в НАТО – укрепление демократии и приток западных инвестиций. Следует отметить, что здесь происходит подмена причин и следствий. С одной стороны, ПДЧ действительно закрепляет за страной-кандидатом жесткие обязательства не только в оборонной, но и политической, экономической, социальной сфере. Причем выполнение этих обязательств контролируется альянсом. С другой стороны, ничто не мешает украинской власти проводить реформы и без подписания ПДЧ. Более того, если бы необходимые реформы хотя бы начались, то Киеву не отказали бы в подписании ПДЧ на апрельском саммите НАТО в Бухаресте.
Что касается инвестиций, то они являются только следствием экономических реформ и политической стабильности. Хотя, безусловно, при условии жесткого контроля в рамках ПДЧ украинской власти будет сложнее выкидывать околоприватизационные фортели: выставить несколько крупных предприятий на продажу, собрать заявки инвесторов, а потом отменить все конкурсы из-за внутренних политических склок. Именно непрогнозируемость действий Киева сейчас больше всего отпугивает как западных, так и российских (умеющих работать в условиях повышенного риска) инвесторов, признает политолог Константин Бондаренко. Членство в НАТО напрямую на ситуацию никак не влияет.
Минусы вступления в альянс более очевидны, поскольку все они связаны с необходимостью окончательно разорвать отношения с Россией. Дистанцируясь от политической подоплеки этого вопроса и исходя исключительно из прагматичных соображений, Киев вынужден был бы признать, что проблема кроется только в том, что Украина за все годы независимости так и не создала альтернативных российским кооперационных связей.
Наиболее показательным в этом контексте является оборонно-промышленный комплекс и авиастроение. Украинские чиновники кулуарно признают, что если Россия объявит бойкот, в Украине будут закрыты высокотехнологичные производства. Авиационные предприятия за несколько последних лет, пока украинская власть пыталась обеспечить их независимость от сотрудничества с Россией, сорвали выполнение крупнейших контрактов (вроде производства самолетов для Ливии и Египта) и скатились к банкротству. Надежды на новые союзы с западными производителями не оправдались, ибо те не заинтересованы в новых конкурентах.
Экс-замминистра обороны РФ, генерал-полковник Анатолий Ситнов во время проходившей недавно в Москве международной выставки «Двигатели-2008» заявил, что Украина и Россия способны противостоять западным конкурентам только вместе: новое поколение техники не по силам одной стране. «Оно может быть освоено только в союзе с разработчиками, которые очень близки к России и по экономике, и по технологии, и по инженерному менталитету. Иначе мы свою инженерную мысль потеряем», – сказал генерал. Ранее ряд совместных проектов успешно разрабатывался, но политические баталии заморозили сотрудничество.
Ожидается, что следующим ударом в необъявленной украино-российской войне станет резкий рост цен на энергоносители. Некоторые украинские эксперты предрекают, что уже в следующем году цена на газ может увеличиться с нынешних 179,5 до 300 долл. за 1 тыс. куб. м. По мнению народного депутата Украины, почетного председателя ОАО «Мотор-Сич» Вячеслава Богуслаева, это приведет к промышленному коллапсу: остановке большинства предприятий химико-металлургического и машиностроительного комплексов (включая и оборонку), существенному сокращению производства в агропромышленном комплексе, снижению ВВП на 15–20%, ликвидации более 3 млн. рабочих мест, двукратному снижению уровня жизни большинства населения. В целом депутат оценивает прямые экономические потери Украины вследствие вступления в НАТО от 5 до 12 млрд. долл. в год (в зависимости от интенсивности процесса присоединения).
Не говоря уж о том, что Украина вынуждена будет увеличить расходы на оборону. До сих пор, по официальным данным, эта статья госбюджета не превышала 2% украинского ВВП. Вступление в альянс (с переподготовкой и техническим переоснащением армии, а также переходом ее на контрактную основу) потребует значительно больше средств. Хотя украинские военные уповают на западные кредиты, но даже члены правительства с осторожностью говорят о возможности увеличения государственных долгов.
Есть еще один блок проблем, которые станут следствием вступления Украины в НАТО. Речь идет о возможности введения более жесткого пограничного контроля, что затруднит передвижение граждан, товаров и услуг, а также породит новые политические конфликты.
Украинская власть пока не дала гражданам четкого ответа на вопрос, зачем им НАТО. И не ответила себе – как она намерена преодолевать проблемы, связанные со вступлением в блок. Полтора года тому назад в Брюсселе аплодировали тогдашнему украинскому премьер-министру Виктору Януковичу, который честно признал, что в программе его Партии регионов значится пункт о стремлении вступить в НАТО, но на посту главы правительства лично он не видит возможности реализовать это стремление немедленно. Украина к этому не готова, сказал Янукович, и Запад назвал его прагматиком. Однако с тех пор Киев не сделал ровно ничего для того, чтобы приблизиться к западным стандартам и компенсировать неизбежное отдаление от России. Хотя российские политики несколько истерично комментируют, а их украинские коллеги так же нервно воспринимают все, что связано с присоединением к альянсу, но, по правде говоря, сегодня вступление Украины в НАТО опасно прежде всего для нее самой.