Михаил Саакашвили видит, что угроза целостности Грузии исходит из Москвы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Тбилиси процесс интеграции в НАТО сегодня рассматривается как основа национальной безопасности, как механизм сдерживания распада государства и борьбы с российским неоимпериализмом. По мнению российских экспертов, именно такой метод обороны может оказаться роковым, так как сам по себе (в данной интерпретации, при данном исполнении и при данном раскладе сил) является носителем очевидных угроз для целостности Грузии. И прежде всего со стороны России, дипломаты которой открыто об этом заявляют.
Североатлантический вектор в политике Грузии
После революции роз министром иностранных дел Грузии был назначен Гела Бежуашвили, представитель так называемой «киевской группы» друзей Михаила Саакашвили (президент Грузии высшее образование получил в Киеве. – «НГ»).
Он представил три вектора внешней политики Грузии – ориентация на НАТО, Евросоюз и Черноморское сотрудничество. Последний компонент был воспринят как инновационный и рассматривался в качестве альтернативы южнокавказскому региональному формату сотрудничества, который из-за вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией оказался в подвешенном состоянии.
Геополитические процессы предопределили вступление в НАТО Румынии и Болгарии, что расширило границы этого военно-политического блока. Таким образом Россию и НАТО по черноморской береговой линии разделили Украина и Грузия. Стремление руководств этих стран в НАТО воспринимается Россией как угроза полной локализации ее стратегических возможностей в бассейне Черного моря.
Из трех упомянутых стратегических задач грузинское революционное правительство во внешней политике определило приоритетным интеграцию в НАТО как наиболее решаемую тактически задачу. По сравнению с ней интеграция в ЕС перестала рассматриваться в качестве первоочередной, что стало еще одним шагом к углублению противостояния внутри «южнокавказской тройки», так как интеграционный процесс в ЕС поддерживался тремя странами одновременно и мог бы стать реальной площадкой для регионального сотрудничества.
Почему Грузия стремится в НАТО
По мнению грузинских экспертов, в условиях данного геополитического расклада сил Россия не может играть роль гаранта безопасности для Грузии. Более того, ее политика на Кавказе рассматривается как угроза для Грузии.
Опытная российская дипломатия в течение последних 20 лет получила на Кавказе чувствительные удары. В итоге она не смогла сохранить за собой роль медиатора в региональных конфликтах на Южном Кавказе и предстала одной стороной конфликта. И хотят это признать российские аналитики и политики или нет – это не важно. При этом Россия представлена в этих конфликтах различными своими субъектами, в том числе формальными и неформальными социальными институтами. Ярким примером является, в частности, мэрия города Москвы, охотно поддерживающая сепаратистские режимы. И это – феномен современных международных отношений. МИД РФ часто в этой ситуации оказывается жертвой процесса. Каждая структура делает то, что ей заблагорассудится, что входит в интересы этой структуры или в частные интересы лиц, которые ими управляют, иногда даже вразрез со стратегическими интересами российского государства.
В итоге грузинская политическая элита не может рассчитывать на перспективу нормализации отношений с соседней страной, поддерживающей официально сепаратизм на грузинской территории.
В данной ситуации российская политика рассматривается в Грузии как несущая два уровня угроз. Первый – потеря территориальной целостности (как минимум Абхазии и Южной Осетии), возвращение всей Грузии под контроль Москвы.
Грузинские политики оценивают действия российских коллег как ползучую аннексию территории Грузии и поэтому считают действия Москвы недружественными.
Возможны варианты
Исходя из вышесказанного, можно представить себе два возможных направления развития событий.
1. Распад грузинского государства на зоны влияния России и НАТО (скорее всего США). Возможно, этот процесс будет развиваться и в нем впоследствии примут участие и другие страны – соседи Грузии, которой уготована в этом случае судьба Сербии. Ответственность прежде всего будут нести грузинские «бархатные милошевичи», сделавшие ставки на моноэтнизацию сложного полиэтнического общества. Именно они вместе со своими абхазскими и осетинскими «братьями по духу», при активной поддержке извне, развили в стране этнический сепаратизм. Интеллектуальная и политическая элита Грузии не сумела до сегодняшнего дня предложить национальный проект, который смог бы удовлетворить интересы основных групп населения и международного сообщества.
2. Переход Абхазии и Южной Осетии под совместный контроль РФ и НАТО плюс нейтрализация политики Тбилиси по отношению к этой системе, сохранение баланса между этими полюсами и, следовательно, сохранение относительной независимости. Отказ от идеологии этнического национализма, неоменьшевизма и необольшевизма и поэтапное построение современного гражданского общества и гражданской нации. Это условие должно быть выполнено на всей территории Грузии, считая Абхазию и территорию бывшей Юго-Осетинской автономной области.
Разумеется, возможны и другие сценарии. Однако цель данного материала – сконцентрировать внимание читателя именно на этих вариантах, так как каждый из них, в особенности первый, может быть очень болезненным для всего международного сообщества.
Радикализация грузино-российских отношений происходит на фоне двух важных политических событий: парламентских выборов в Грузии в мае 2008 года и снятия некоторых экономических санкций. Так что приходится на себе испытывать действенность древнего метода управления «кнутом и пряником».