Украинская армия становится заложником политических предпочтений высшего руководства страны.
Фото Reuters
В течение текущего года Украина в рамках интеграции с НАТО взялась за пять масштабных инициатив в сфере реформирования армии и систем безопасности. Киев намерен присоединиться к Программе обмена данными войск ПВО стран НАТО, разработать новую концепцию физической защиты ядерных объектов, а также начать перевод снабжения армии под американские стандарты бензина и моторного топлива. Кроме того, при поддержке Франции будет начато строительство Международного учебного центра внутренних войск под Борисполем, а подразделения Военной службы правопорядка войдут в состав батальона военной полиции НАТО, созданного восточноевропейскими странами «Вышеградской группы».
Эти и другие реформы предусмотрены в подписанном президентом Виктором Ющенко 1 апреля указе о Целевом плане действий Украина–НАТО на 2008 год. Очередной ежегодный план, уже шестой по счету в истории украино-атлантической интеграции, в случае успешного выполнения должен стать очередным шагом Киева навстречу договору о Плане действий по членству в НАТО (ПДЧ). Не дожидаясь начала подготовки международного договора о ПДЧ, украинский президент в рамках ныне одобренного «внутреннего» плана Украина–НАТО взялся провести большинство стандартных для страны-кандидата широких реформ в армии, экономике и правовой системе государства.
«Антикризисные маневры» точно будут
Реформы в армии среди прочего подразумевают не значившееся в аналогичном плане-2007 намерение создать Силы специальных операций, которые до конца 2008 года планируется развернуть в полном соответствии со штабными командными документами НАТО. Становление этих сил позволит полностью завершить начатую в 2005 году модернизацию советской системы оборонного планирования и структуры управления родами войск. Кроме того, план-2008 в оборонной части предусматривает качественно развить осуществленную планом-2007 программу интеграции Вооруженных сил Украины в Программу планирования и оценки сил НАТО. Так что к указанной программе должны быть подключены и подразделения «антитерророра» СБУ. Судя по плану-2008, качество интеграции Сил специальных операций и оперативных штабов будет проверено во время первых в истории Украины и НАТО специализированных мобилизационных маневров. Согласно документу они обозначены как международные «командно-штабные политико-военно-цивильные учения по урегулированию кризисных ситуаций СМХ-8» (их штабной формат не требует разрешения парламента).
Следует отметить, что из-за явно высоких внутриполитических рисков международная часть оборонных реформ, заложенных в план-2008, подчеркнуто не предполагает заметно расширять украинские зарубежные миссии в составе войск НАТО. Так, не считая планов, которые касаются войск МВД и формирования уже упоминавшегося «вышеградского» батальона военной полиции, необходимого прежде всего внутри страны для обеспечения международного Яворивского полигона, незначительно вырастет участие Украины в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане – ориентировочно до восьми военных специалистов. В столь же узких рамках запланировано присутствие украинского военного персонала в Тренировочном центре Многонациональных сил в Ираке. Кроме этих мер по увеличению миссий, Киев вообще решил отложить ранее планировавшуюся на 2008 год важную операцию, которая предполагала включение подразделений украинской армии в состав бригады Межнациональных сил Организации министерств обороны Юго-Западной Европы (SEEBRIG). Несмотря на то что Украина с 2005 года является полноправным членом этой структуры НАТО, в этой бригаде, как и ранее, будут только украинские офицеры связи.
После саммита в Бухаресте, который официально одобрил намерение Украины и Грузии войти в НАТО, но не согласился в срочном порядке интегрировать эти страны в блок, большинство из перечисленных реформ явно утратили актуальность. Оказалось, что Киеву явно не нужно спешить с осуществлением радикальных шагов навстречу НАТО, поскольку после Бухареста перед Украиной появились новые вызовы.
Бухарестский старт
Одобрив 1 апреля Целевой план Украина–НАТО-2008, Киев вместе с Тбилиси уже 2–3 апреля на Бухарестском саммите НАТО планировал достичь, казалось бы, невероятной цели – быстрого и единогласного одобрения заявки всеми странами – членами альянса. Однако саммит в Бухаресте разделил мнения стран НАТО на две части, после чего у украинской программы-2008 проявилась некая двоякая целесообразность.
В итоге Киев на сегодня все еще имеет три реальные альтернативы движения к ПДЧ, у каждой из которых есть свои политические сторонники. Первая из этих альтернатив – пока наименее вероятный и очень дорогостоящий «анклавный» ориентир. Он предусматривает определение Украиной «порогового» статуса и развитие собственных неядерных сил сдерживания, нацеленных на всех без разбора вероятных противников. Вторая альтернатива – дешевое, но очень недолгосрочное стремление к «псевдонейтральности». Это вариант декоративного развития армии и неприсоединения страны ни к одному блоку, но при этом на украинской «нейтральной» территории сохраняется нацеленная на Кавказ и страны НАТО российская военная база в Севастополе. Третья альтернатива наиболее резкая – это начало стремления Киева к заключению прямого оборонного договора с США по аналогии «обходящих НАТО» двусторонних американско-арабских и американско-израильских соглашений.
Ни ближневосточный, ни кавказский выбор Киеву пока не нужен
Две первые альтернативы отстаивает политическая оппозиция Украины. Что касается власти, то, судя по многочисленным новым моментам в ныне принятом Плане Украина–НАТО-2008, официальный Киев пока не видит никаких аналогий между Восточной Европой и Ближним Востоком. В то же время из года в год все больше склоняются к идее заключения «обходящих» НАТО оборонных соглашений с США некоторые партнеры Украины по ГУАМ – Грузия и Азербайджан. Военное напряжение на их границах уже давно достигло если не уровня Ближнего Востока, то уж точно уровня, намного выше балканского.
Пауза на пути к ПДЧ, предоставленная Киеву на Бухарестском саммите, заставит Киев лишний раз не только прислушаться к своим кавказским партнерам, но и более внимательно посмотреть на дальнейшее развитие событий на Кавказе. Ведь в Плане Украина–НАТО-2008 проблемы этого региона по давней «многовекторной» традиции, заложенной еще экс-президентом Леонидом Кучмой, нашли минимальное отражение. Может быть, в этом явном недостатке плана-2008 кроется одно из наиболее реальных объяснений того, почему некоторые страны Европы склонны считать Украину недозревшей для подготовки членства в атлантическом оборонном блоке.