От Верховной Рады зависело, вступит ли Украина в ВТО.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
ВТО – система международных соглашений, направленных на либерализацию международной торговли.
В условиях глобализации, и так превращающей конкуренцию из средства стимулирования и оздоровления слабых в орудие их уничтожения, либерализация торговли подрывает конкурентоспособность большинства слабых стран. Создание свободной конкуренции, то есть равных условий для наиболее и наименее развитых стран, означает подавление последних в конкурентной борьбе. При этом они лишаются не просто доходов, но и самой возможности развития.
К ВТО присоединилась 151 страна, и еще 31 имеет статус наблюдателя. Из 15 бывших союзных республик 8 стали членами ВТО, 6 являются наблюдателями, и лишь Туркмения находится пока вне процедур этой организации.
Кому и зачем надо в ВТО
Экономический смысл присоединения к ВТО – прорыв на внешние рынки высокотехнологичной продукции (эти рынки регулируются наиболее жестко) гражданского назначения (торговлю оружием ВТО не регулирует) либо снятие ограничений на экспорт, связанных именно с тем, что рассматриваемая страна не является членом ВТО. Это далеко не все ограничения. Так, наиболее известное ущемление российских экспортеров – ограничение поставок стали на рынок США – не имеет отношения к членству в ВТО, так как из 20 стран, по которым оно ударило, членами ВТО были все, кроме России.
Понятно, что к странам постсоветского пространства эти резоны не имеют отношения. Присоединение к ВТО – для их элит своего рода знак качества, символ «допущенности к столу» западного мира, пусть иногда и лишь в качестве еды.
До последнего времени на постсоветском пространстве к ВТО присоединялись лишь небольшие страны. В силу незначительности масштабов или бедности для относительного благополучия или резкого улучшения положения им было достаточно встроиться в качестве той или иной «клеточки» в технологическую цепочку даже одной-единственной транснациональной корпорации. Понятно, что для этого стране, не обладающей емким внутренним рынком, надо прежде всего продемонстрировать стремление к либерализму во внешней торговле.
Для малых бедных стран любой приход иностранного капитала – абсолютное благо. Даже если он выводит из страны всю зарабатываемую прибыль, создание рабочих мест и выплата налогов, которых бы без него не было, улучшают ситуацию.
Увы, присоединение к ВТО отнюдь не гарантирует привлечения иностранного капитала. Он ориентируется на ситуацию в целом, обращая внимание на членство в ВТО не в первую и даже не во вторую очередь. Хрестоматийные примеры – бум иностранных инвестиций в Китай в то время, когда о присоединении его к ВТО никто и не задумывался, и Россию, чистый приток частного капитала в которую после длительного и беспросветного оттока в 2006 году составил 41,9, а в 2007-м – 81,2 млрд. долл.
Если малой и слабой стране не удается привлечь иностранный капитал, присоединение к ВТО либо ничего не меняет в ее судьбе (примеры – Молдавия и Армения), либо даже создает новые проблемы.
Киргизская катастрофа
Киргизия присоединилась к ВТО первой на постсоветском пространстве (неимоверными усилиями обогнав даже Прибалтику) и на вполне кабальных условиях: «главный либерал Средней Азии» Аскар Акаев хотел лишний раз подчеркнуть свою демократичность и прозападность.
Возможно, киргизское руководство считало, что, поскольку мало-мальски сложные производства, созданные советской властью, в их стране уже в основном погибли, присоединение к ВТО не сможет нанести ей ущерба. Они ошиблись: наплыв иностранных торговцев создал экономические трудности, в отдаленных районах начался голод, и через некоторое время руководство Киргизии обратилось к ВТО с беспрецедентным требованием пересмотреть условия своего присоединения.
Чтобы избежать грандиозного скандала, развитые страны стали выделять ей существенную финансовую помощь, которой хватало для обеспечения благополучия реформаторской киргизской элиты, вполне равнодушной, как это обычно бывает с либеральными реформаторами, к судьбе своего народа. В результате Киргизия заняла прочное первое место по объемам разнообразной западной помощи на душу бюрократа. Многие путешественники и журналисты были шокированы, обнаруживая филиалы западных неправительственных организаций даже в самых отдаленных и труднодоступных аулах.
Однако принципиальное отличие любой, сколь угодно искренней помощи от развития заключается в ее временном характере. Развитые страны постепенно забыли о породивших помощь причинах и со временем резко сократили масштаб поддержки Киргизии.
Раздражение и разочарование элиты, привыкшей жить за счет этой помощи, наложилось на недовольство широких масс, удерживаемых в нищете и голоде. Результатом стала не только «революция тюльпанов», свергнувшая власть Акаева без существенного внешнего влияния и без наличия организованной оппозиции, но и деструкция самого киргизского государства. С каждым годом оно все прочнее закрепляется в категории «упавших» и, насколько можно понять, испытывает растущее влияние кланов наркомафии.
Разумеется, профессиональные лоббисты присоединения к ВТО настаивают на том, что описанные события никак не связаны друг с другом: мол, «Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека, даже не знакомые друг с другом». Однако сколь угодно назойливое отрицание реальности – в частности, беспрецедентной просьбы руководства Киргизии к ВТО, ответной помощи Запада и вызванной ее сокращением революции – не способно отменить эту реальность.
Украина: политический аспект
Украина в ближайшее время станет первым крупным государством постсоветского пространства, присоединившимся к ВТО. Надо отметить, что прямых потерь от этого присоединения она почти не понесет, так как правительство Тимошенко, ориентируясь на Запад, и без того последовательно отказывалось от защиты национального рынка от конкуренции с корпорациями развитых стран.
Основные потери Украины будут связаны с невозможностью повысить степень защиты своего рынка. А такая проблема неизбежно возникает при реструктуризации экономики. В наиболее уязвимом положении окажутся машиностроение, химическая промышленность Восточной Украины (что объективно будет на руку оранжевым, так как ослабит их политических противников) и сельское хозяйство (для которого последствия присоединения к ВТО могут быть с лихвой компенсированы глобальным удорожанием продовольствия).
Кроме того, потери от невозможности повысить степень защиты национального рынка от ужесточающейся внешней конкуренции будут надежно скрыты ущербом от удорожания российских энергоносителей и официальной пропагандой по этому поводу.
Смысл «броска» Украины в ВТО преимущественно политический: это демонстрация лояльности ее руководства к Западу и – совместно с Грузией – создание нового канала для давления на Россию, реформаторы которой все 2000-е годы рвутся в ВТО из тех же верноподданнических по отношению к развитым странам настроений.
Реинтеграция СНГ откладывается
Для России присоединение членов СНГ к ВТО означает размывание постсоветского пространства и постепенное разрушение надежд на экономическую реинтеграцию. Присоединение к ВТО Украины придает этим процессам обвальный характер: происходит качественный перелом от снижения вероятности реализации мечты к ее краху, а вместе с тем – и к краху надежд на возрождение России (которая экономически не может существовать без Украины, Казахстана и Белоруссии).
На постсоветскую реинтеграцию в рамках ВТО надеяться нельзя, так как реформаторы-переговорщики уже сделали такие уступки (которые выполняются вне зависимости от принятия нас в ВТО), что наше присоединение к ВТО стало невыгодным для ее развитых членов. Они не получат почти ничего сверх того, что уже имеют, но понесут перед Россией как членом ВТО некоторые обязательства. Поэтому они не пустят Россию в ВТО, но не прямо, а руками своих марионеток из Грузии, а теперь и из Украины.
В то же самое время отсутствие экономической выгоды от присоединения к ВТО для большинства стран СНГ, в том числе и Украины, сохраняет надежду на постсоветскую реинтеграцию – но уже после огромной подготовительной работы со стороны России.
Уступки и обязательства присоединившихся к ВТО стран по товарам | ||||||
ВНП на душу населения (долл. США) | Страна | Год вступления в ВТО | Тарифные уступки по сельхозтоварам | Тарифные уступки по другим товарам | Участие в секторальных инициативах | Агрегированные меры поддержки сельского хозяйства |
1380 | Болгария (в качестве примера) | 1996 | 34,9 (в основном от 15 до 63%), переходный период в 5–6 лет, применение СЗМ по некоторым товарам | 12,6% (в основном от 5 до 25%), переходный период до 15 лет | Только в нескольких ⌠нулевых■ инициативах | Снижение на 79% за два года |
350 | Монголия | 1997 | 18,4% (в основном от 10 до 30%), без переходного периода | 20% (в основном от 10 до 20%), без переходного периода | Химическая гармонизация | 10% от ВНП с/х |
300 | Киргизия | 1998 | 11,7% (в основном от 5 до 20%), без переходного периода, кроме шерсти; по шерсти – 5 лет | 6,7% (в основном ниже 10%), переходный период 7 лет | Большинство ⌠нулевых■ инициатив, химическая гармонизация, ИТА | 5% от ВНП с/х |
2470 | Латвия | 1999 | 33,6% (в основном от 10 до 40%), переходный период 9 лет, неприменение СЗМ | 9,3% (в основном ниже 15%), переходный период 9 лет | Большинство ⌠нулевых■ инициатив, химическая гармонизация, ИТА | 5% от ВНП с/х; использование 24 млн. СПЗ (SDR) (около 8%), как минимум до 1 января 2003 года 5% от ВНП с/х |
3480 | Эстония | 1999 | 117,7% (в основном от 10 до 30%), переходный период 5 лет, неприменение СЗМ | 6,6% (в основном ниже 15%), переходный период 6 лет | Большинство ⌠нулевых■ инициатив, химическая гармонизация, ИТА | 5% от ВНП с/х |
620 | Грузия | 2000 | 12,1% (в основном от 12 до 20%), переходный период 5 лет, неприменение СЗМ | 5,8% (в основном от 0 до 12%), переходный период 5 лет | Все ⌠нулевые■ инициативы, за исключением алкогольных напитков, химическая гармонизация, ИТА | 10% от ВНП с/х |
370 | Молдавия | 2001 | В основном от 10 до 15%, максимально 40%, переходный период 4 года, неприменение СЗМ | В основном от 10 до 20%, максимально 40%, переходный период 4 года | Все ⌠нулевые■ инициативы, за исключением алкогольных напитков и мебели, химическая гармонизация, ИТА | Снижение на 16% за четыре года |
2620 | Литва | 2001 | В основном от 15 до 35%, максимально 50%, переходный период 8 лет, неприменение СЗМ | В основном от 10 до 20%, максимально 30%, переходный период 4 года | Большинство ⌠нулевых■ инициатив, химическая гармонизация, ИТА | Снижение на 17% за пять лет |
Примечание: СЗМ – специальные защитные меры в сельском хозяйстве. ИТА – Соглашение по информационным технологиям, подразумевает снижение до нуля всех импортных пошлин и остальных тарифных торговых барьеров на продукцию в сфере информационных технологий. Секторальные инициативы – юридически не обязательные инициативы в отношении отдельных групп товаров. ⌠Нулевые■ инициативы: принятие страной на себя обязательств по снижению до нуля импортных тарифов на определенные виды товаров. СПЗ (SDR) – специальные права заимствования – искусственная денежная единица на основе корзины пяти ведущих западных валют, созданная МВФ. СПЗ являются международным резервным активом и используются членами МВФ как счетная и учетная единица и для расчетов между собой. Источник: Информационное бюро по присоединению России к ВТО. |
Отношения стран СНГ с Всемирной торговой организацией | |
Страна | Даты присоединения к ВТО: |
Киргизия | 20 декабря 1998 года |
Латвия | 10 февраля 1999 года |
Эстония | 13 ноября 1999 года |
Грузия | 14 июня 2000 года |
Литва | 31 мая 2001 года |
Молдавия | 27 июля 2001 года |
Армения | 5 февраля 2003 года. |
Украина | Протокол о присоединении к ВТО ратифицирован Верховной Радой 10 апреля 2008 года, а 16 апреля закон о вступлении в ВТО был подписан президентом Ющенко. Формальное решение о присоединении должно быть принято ВТО в течение 30 дней – до 16 мая. |
Наблюдатели (должны начать переговоры о присоединении к ВТО в течение пяти лет после получения статуса наблюдателя): Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. |