Исторически так сложилось, что Россия экспортирует через Украину 80% газа в ЕС, в свою очередь, Украина импортирует из России или по ее территории около 75% голубого топлива. Такая серьезная взаимозависимость двух стран теоретически должна обеспечивать баланс интересов Москвы и Киева. Но на деле ситуация иная. Каждая из сторон считает, что ее стратегический ресурс (у Украины – транзитные возможности, у России – газ) более ценный и контрагент должен платить больше. В результате одна из ключевых сфер сотрудничества превратилась в главный источник проблем для двусторонних отношений.
Газотранспортная система (ГТС) Украины имеет стратегическое значение не только для самой республики, но и для России и ЕС. Благодаря выгодному географическому положению украинская ГТС является главным связующим звеном между поставщиками газа, Россией и центральноазиатскими республиками, и главным потребителем – Евросоюзом.
Согласно официальным данным НАК «Нафтогаз Украины», газотранспортная система республики включает 38 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км диаметром 1020–1420 мм, 73 компрессорные станции (110 компрессорных цехов), общая мощность которых 5400 МВт, 13 подземных хранилищ газа. Пропускная способность системы составляет на входе 290 млрд. куб. м в год, а на выходе – 178,5 млрд.
Через территорию Украины в 2006 году было транспортировано 128,5 млрд. куб. м газа (136 в 2005-м), что составляет около 80% российских экспортных поставок газа в ЕС.
Компания каждый год транспортирует для потребителей Украины около 70 млрд. куб. м и транзитом через свою газотранспортную систему в страны Западной и Центральной Европы 110–120 млрд. куб. м природного газа. По официальным данным, «Нафтогаз Украины» имеет техническую возможность увеличения транзита газа в страны Центральной и Западной Европы до 140 млрд. куб. м в год без расширения ГТС. Важным технологическим элементом газотранспортной системы является 13 подземных газохранилищ с активным объемом 34,5 млрд. куб. м. Сеть подземного хранения газа включает четыре комплекса – Западноукраинский, Киевский, Донецкий и Южноукраинский. Максимальный возможный отбор при полном заполнении подземных хранилищ газа может достичь 250 млн. куб. м в сутки.
Очевидна серьезная зависимость России в вопросе экспорта сырья в Евросоюз. Именно поэтому внешнеполитические ориентиры украинской элиты, внутренняя политическая стабильность страны и – самое главное – конструктивные отношения с Россией так важны для Москвы.
Украина является одним из крупнейших европейских рынков газа. Внутреннее потребление в стране составило в 2005 году 76,5 млрд. куб. м, в 2006-м – 73,9. Главная проблема Киева заключается в том, что добыча в самой республике в 2006 году составила лишь 21 млрд. куб. м, а прошлом году всего 20,6 млрд. То есть почти 74% всего потребляемого газа, или 56,5 млрд. куб. м газа, приходится импортировать из России. Импорт российского газа в 2005 году составил 16,5 млрд. Из Туркмении, Казахстана и Узбекистана через Россию было импортировано 40 млрд. куб. м газа.
Налицо серьезная привязанность Украины в энергетической сфере к России. Нельзя сказать, что такая ситуация устраивает руководство республики. Украинские политики считают, что энергетическая зависимость от России – это вопрос политической зависимости от Москвы. Хотя официально в обмен на льготные цены на газ со стороны России ни разу не звучало политических требований. Тем не менее украинское правительство намерено за счет целого комплекса мер снизить свою зависимость от Москвы. Предполагается принять стратегию снижения высокой энергоемкости экономики и повысить эффективность используемого газа. Также Киев рассчитывает за счет освоения черноморского и азовского шельфов увеличить собственную добычу природного газа. Кроме того, планируется активно развивать атомную энергетику и тепловую генерацию с большим использованием угля. Время от времени появляются глобальные альтернативные проекты газопроводов наподобие «Белого потока» или планы создания инфраструктуры для импорта сжиженного газа. Проблема лишь в том, что о соответствующих планах заявляет уже не первое и не второе правительство Украины за последние несколько лет, вот только в реальную плоскость намерения и проекты пока не переходят.
Со своей стороны, Москва активно реализует стратегию снижения зависимости от транзитных стран, в том числе Украины. В настоящее время «Газпром» вместе с европейскими партнерами прокладывает два подводных газопровода – North Stream и South Stream. Планируется, что строительство первой ветки Nord Stream завершится в 2011 году. Ее мощность составит 27,5 млрд. куб. м газа в год. На втором этапе планируется удвоение пропускной способности до 55 млрд. куб. м в год за счет сооружения второй, параллельной линии газопровода. Вторая линия будет запущена в 2012 году. Ресурсной базой для газопровода должны стать Южно-Русское месторождение (запасы 700 млрд. куб. м.) и на более поздней стадии Штокмановское месторождение. Второй проект должен соединить по дну Черного моря Новороссийск и болгарский порт Варна, далее через Балканский полуостров до Италии и Австрии. Пропускная способность – 30 млрд. куб. м газа. Ввод в эксплуатацию подводного участка газопровода намечен на 2013 год. Cоглашение о присоединении к проекту подписали Болгария, Венгрия, Италия и Сербия.
Таким образом, руководство «Газпрома» готово вкладывать десятки миллиардов долларов в обходные маршруты. И уже к 2015 году у России появится возможность экспортировать более 80 млрд. куб. м газа в обход Украины и других традиционных транзитных стран.
Исторические соседи и союзники Россия и Украина на сегодняшний день готовы тратить огромные средства, лишь бы снизить зависимость друг от друга. Но кризисы отношений, в том числе из-за противоречий в энергетической сфере, регулярно будоражат Москву и Киев. Логика современных российско-украинских отношений такова, что однозначно отрицательно воспринимается любая зависимость от соседа. К сожалению, за 16 лет еще не выработана модель отношений, которая бы подразумевала взаимный учет интересов и суверенитетов. Пока политикам двух стран не удастся это осознать, вряд ли стоит ожидать нормализации двустороннего диалога. Кроме того, ни один план строительства обходных экспортных маршрутов не сможет сделать ни Украину, ни Россию полностью автономными и независимыми друг от друга.