На фоне динамично развивающихся связей Европы с ближайшими соседями – Украиной, Молдавией, Арменией, отношения между Российской Федерацией и Европейским союзом напоминают остановившиеся часы. Истекшее в конце прошлого года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) было автоматически пролонгировано, и с тех пор стороны пытаются нащупать общую почву для дальнейших переговоров, попутно ожидая мандата для Европейской комиссии на их возобновление.
Затянувшаяся пауза в переговорном процессе, возникшая из-за конфликта с Польшей, в действительности выгодна России. Действующее СПС по-прежнему эффективно защищает права россиян в странах ЕС и обеспечивает стабильную основу для экономических отношений на принципах ВТО. Таким образом, российские чиновники имеют дополнительное время на то, чтобы в спокойной обстановке подумать над параметрами нового соглашения. Впрочем, плоды их умственных усилий пока обществу не явлены.
До сих пор неизвестно, что предъявит и что потребует от европейцев российская сторона, если завтра ее пригласят к столу переговоров. «Дорожные карты», пролоббированные взамен политики «добрососедства», перенесли акцент в российско-европейских отношениях со всеохватывающего сотрудничества на тематическое, секторальное взаимодействие. Получит ли дальнейшее развитие этот подход? Будет ли Россия настаивать на подписании секторальных соглашений и какие сферы будут ими охвачены?
Многое неясно, и с уверенностью можно говорить лишь об одной тенденции – Россия будет пытаться «сбалансировать» односторонний, по ее мнению, подход, закрепленный в действующем СПС. Это означает, что никакого сближения российского и европейского законодательств не будет. Недвусмысленно на этот счет выразился председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев, который заявил в феврале на конференции в МГИМО, что из текста будущего договора необходимо исключить фразу об обязательстве гармонизировать российское законодательство с европейским.
Понять, какое соглашение с Европейским союзом выгодно России, невозможно без тщательной ревизии свершенного за минувшие годы. Между тем ни одного исчерпывающего доклада о состоянии отношений России–ЕС в последние годы составлено не было, за исключением ежегодного отчета о сотрудничестве в сфере энергетики и традиционного бюллетеня о прогрессе в рамках программы «Северное измерение». И если успехи на таких направлениях, как облегчение визового режима, введение биометрических паспортов, помощь Калининграду, демаркация границ, иногда попадают на ленты информагентств, то о том, как Россия и ЕС борются с коррупцией, трансграничной преступностью, незаконным использованием украденных документов, выбросом парниковых газов, торговлей наркотиками, известно крайне мало или вообще ничего не известно.
Контуры будущего соглашения между Россией и ЕС зависят от того, совпадут ли взгляды российских и европейских политиков на принципы сотрудничества. Пресловутый «ценностный фактор» сыграет определяющую роль. Именно от него будет зависеть формат сотрудничества – подпишут ли Россия и ЕС новый политический договор, который создаст мощный задел на будущее, или же предпочтут вариант секторальных соглашений, при котором стороны оставят за скобками вопросы общих ценностей, то есть прав человека, демократии, законности и т.д. Каковы же позиции сторон?
По всей видимости, в Евросоюзе возобладала «польская» позиция, и «ценностный» вопрос вновь обрел актуальность. Европейские политики стремятся удержать Россию в «ценностном» поле Евросоюза – именно этот аспект отношений поставила на первое место Бенита Ферреро-Вальднер, оценивая недавно перспективы российско-европейских отношений. Сигнал, поданный Евросоюзом, скорее всего означает, что никакое углубленное сотрудничество в виде зоны свободной торговли или в формате ВТО плюс, преференциальных торговых соглашений, не говоря о безвизовом режиме, невозможно, если Россия будет отстаивать свой «особый» путь к демократии и по-«суверенному» понимать права человека.
Россия, к сожалению, не Африка, в том смысле что она не сможет добиться существенных преференций в торговле без обязательств по реформированию законодательства и оздоровлению инвестиционного климата. В лучшем случае ей суждено повторить путь Украины и Молдавии, опять-таки в том смысле, что углубление экономического сотрудничества в отношениях с ними было обусловлено глубокой внутриполитической модернизацией. На деле это означает, что отделить мух от котлет, закрыв обсуждение изъянов внутренней политики России, российским переговорщикам не удастся.
Еще недавно ситуация была более благоприятной: разногласия среди европейцев давали россиянам возможность усилить секторальный компонент сотрудничества. На предстоящих переговорах исходные условия будут жестче. Но и в этом случае у России останется достаточно места для маневра. В отличие от секторальных соглашений широкому политическому договору недостает конкретики, но возможностей для политического торга он содержит значительно больше.
Список «претензий» к Евросоюзу хорошо известен: Россия хотела бы добиться безвизового режима, получить разрешение на покупку европейских компаний, прежде всего в сфере энергетики, ограничить возможности иностранных инвестиций в стратегические отрасли хозяйства, прежде всего газовую промышленность, сохранить монополию на транспортировку нефти и газа, вовлечь ЕС в обсуждение проблемы размещения американской системы ПРО в Польше и Чехии.
С европейской стороны этот список выглядит следующим образом: Евросоюз хочет получить право войти на энергетический рынок России и гарантировать сохранность инвестиций, добиться отмены сборов за транссибирские перелеты, а также упрощения бюрократических процедур регистрации иностранцев на территории России, убедить Россию отказаться от практики использования санитарно-эпидемиологических и экологических экспертиз в политических целях.
Очевидно, что большинство этих «претензий» – встречные. По сути, Россия хочет от Евросоюза того же, что и Евросоюз – от России. А это значит, что добиться желаемого можно лишь на основе взаимности. В остальных случаях взаимоприемлемые результаты могут быть достигнуты лишь в ходе торга. Пока Россия не встала на путь сближения с Евросоюзом, у нее достаточно политических и экономических ресурсов для этого. Однако надо торопиться – если Евросоюз признает Россию территорией иных ценностей, торговаться будет нечем.