В последние годы Украина выпала из процесса создания Единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией, Белоруссией и Казахстаном, в инициировании которого в свое время принимала участие. Между тем расчеты, проводившиеся в Российской академии наук по интегрированной модели межотраслевого баланса четырех государств, доказывают, что интеграционный эффект от такого объединения мог бы быть очень большим. По прогнозу, до 2015 года он может составить в совокупности в рамках СНГ до полутриллиона долларов, что эквивалентно примерно приросту в 15% совокупного ВВП стран Содружества. При этом другие оценки, которые делают эксперты в экономических институтах в Киеве и Минске, дают примерно такие же результаты. Речь идет о возможностях повышения темпов экономического роста в 1,5–2 раза за счет восстановления кооперационных связей и восстановления общего экономического пространства.
И, наоборот, дальнейшая дезинтеграция, провоцируемая сегодня украинским руководством, втягивающим Украину в НАТО, повлечет серьезные экономические потери.
В случае разрыва отношений свободной торговли с Россией, перехода на европейскую цену поставляемого в Украину газа, разрыва кооперационных связей предприятий оборонно-промышленного комплекса действующие сегодня основные локомотивы роста украинской экономики остановятся. Утратят конкурентоспособность предприятия химико-металлургического комплекса, составляющего основу украинского экспорта. Без кооперации с российскими партнерами остановится значительная часть машиностроительных производств. Введение таможенных барьеров на пути поставок украинского продовольствия в Россию существенно сузит возможности его экспорта. Одновременно произойдет значительное удорожание импорта российских энергоносителей. Резкое ухудшение платежного баланса Украины приведет к девальвации гривны на 30–50%. В то же время с ростом цен на тепло это вызовет инфляционную спираль и снижение уровня жизни населения не менее чем в 1,5 раза.
Следует заметить, что указанные негативные последствия дезинтеграции с Россией для Украины будут носить долгосрочный характер. Надежда сторонников европейской интеграции на иностранных инвесторов выглядит наивной маниловщиной. Едва ли заграничные кредиторы будут вкладывать десятки миллиардов долларов в перевооружение украинской металлургии или развитие наукоемкого машиностроения. Они быстро поглотят украинскую банковскую и страховую системы, значительную часть торговли, скупят земли и некоторые месторождения природных ресурсов. Для Евросоюза Украина будет не более чем колонией, поставляющей батраков и потребляющей второсортные европейские товары.
Удивительно, как политики, сделавшие карьеру на украинской незалежности, стремятся как можно быстрее отдать национальный суверенитет Украины Брюсселю по экономическим вопросам и Вашингтону – по военно-политическим. Их даже не останавливают катастрофические социально-экономические последствия разрыва отношений свободной торговли с Россией и краха связанных с российским рынком ведущих отраслей промышленности. В последних решениях украинского руководства по переориентации с российских поставщиков на американских при покупке топлива для Южно-Украинской АЭС русофобской политике приносятся в жертву не только экономические интересы (американское топливо в полтора раза дороже), но и интересы национальной безопасности (подобные попытки в Восточной Европе едва не закончились авариями и давно прекратились).
Формирование Единого экономического пространства с Россией жизненно важно для Украины. Так же как и для России, участие Украины в ЕЭП дает половину экономического эффекта интеграции. В общих интересах двух государств сохранение отношений свободной торговли и переход к более глубоким формам экономической интеграции. Хорошим примером эффективной кооперации является наш совместный проект «Морской старт», где и украинские, и российские участники сумели обеспечить абсолютную мировую конкурентоспособность. В ракетно-космической отрасли, авиационной и атомной промышленности мы действительно можем быть конкурентоспособными в масштабах мирового рынка. Но только вместе. Российская авиационная промышленность вряд ли сможет выжить без украинских моторов (ОАО «Мотор Сич») или без КБ Антонова. Без кооперации с ними потери для российских предприятий будут невосполнимыми. Равно как и Украина не сможет самостоятельно производить самолеты, если кооперация развалится.
К сожалению, несмотря на очевидные, казалось бы, позитивные результаты восстановления общего экономического пространства, мы до сих пор имеем целый комплекс нерешенных проблем. Одна из них создана сепаратными стратегиями вступления в ВТО, которые ведут к фиксации разных торгово-экономических режимов государств Содружества. Эта проблема не является неразрешимой. Мы не должны говорить: или ВТО, или таможенный союз. Эти вещи нужно делать параллельно. ВТО не запрещает формировать интеграционные группировки, зоны свободной торговли, таможенные союзы. Но мы должны понимать, что создание таможенного союза и даже полноценной зоны свободной торговли требуют унификации торгово-экономического режима объединяющихся стран, что неизбежно войдет в противоречие с обязательствами по ВТО. Их пересмотр повлечет требования по компенсациям, которые могут оказаться весьма обременительными.
Другая проблема – фактическое выпадение Украины из интеграционного процесса по субъективным политическим мотивам. Интеграционный процесс переместился после этого в ЕврАзЭС, в котором Украина имеет статус наблюдателя. Чтобы вернуть себе роль полноправного участника, Украина должна стать полноценным членом ЕврАзЭС.
Третья проблема – навязчивое стремление руководства Украины втянуть страну в НАТО, что неизбежно влечет новый виток дезинтеграции и исключает сохранение кооперации в наиболее перспективных направлениях экономического роста.
Перечень этих факторов можно продолжать довольно долго. Для их преодоления нужна политическая воля. К сожалению, государственные лидеры ее пока не демонстрируют. Украинское руководство одержимо русофобией, российское – газодолларами. Деловое сообщество, которое хорошо понимает жизненную необходимость интеграции, молчит, боясь испортить отношения с властями. Одна надежда на здравый смысл народной мудрости, которая удержит недальновидных политиков от необдуманных решений с необратимыми катастрофическими последствиями.