Президент Махмуд Ахмадинежад мог бы помочь Вашингтону добиться относительного мира в Ираке.
Фото: Reuters
Существует несколько угроз перспективам достижения относительного мира и стабильности в Ираке. Это межобщинное насилие в стране и атаки «Аль-Каиды», а также необъяснимая неспособность США признать факт укрепления Ирана и посмотреть на конфликт в региональном контексте. Непоследовательная иранская политика Вашингтона оборачивается потерями американских жизней на коварных улицах Багдада и Мосула. Эту политику необходимо изменить.
Вашингтон должен принять болезненную правду – после вторжения сил США и их союзников в Ирак Иран оказался в регионе стратегическим победителем. США также должны признать, что дипломатический танец кабуки, который они пытаются поставить, сидя в Нью-Йорке, Вене и Багдаде, – это неадекватный и неэффективный подход к решению иранской угрозы безопасности как в Ираке, так и за его пределами.
США отказываются нормализовать дипотношения с Ираном, что является неприятным, но необходимым предварительным условием для начала значимых прямых переговоров с Тегераном. Вашингтон фактически передает переговоры по вопросам, касающимся жизненно важных национальных интересов США, субподрядчикам, которые не способны их решить, – Совету Безопасности ООН и Международному агентству по атомной энергии. В Багдаде Америка ожидает от хрупкого правительства, что оно передаст ее послание иранцам, ограничивая свою роль участием в периодических трехсторонних переговорах, у которых даже нет названия.
Недавняя встреча в Багдаде президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и премьер-министра Ирака Нури аль-Малики поставила США в неловкое положение и стала для Вашингтона чуть ли не сюрреалистическим спектаклем. Ведь в ходе визита американцам, похоже, отводилась роль наемных помощников.
Страна, формирующая стратегическую обстановку посредством дипломатии «на полях», сталкивается с определенными ограничениями. Неизбежно такие усилия начинают давать все меньшую отдачу. Политика США выражается в различных конфронтационных формах: дипломатическая изоляция, экономические санкции, жесткая риторика и вездесущее и вечное присутствие американских авианосцев в Персидском заливе. И она по-прежнему не приносит успеха на трех фронтах.
Так, Иран продолжает ядерные исследования в отсутствие международного мониторинга. В феврале СБ ООН одобрил третий раунд санкций против Тегерана. Были введены дополнительные ограничения на перемещение ряда иранцев, а также финансовые санкции против иранских физических лиц и компаний. Приравнивая выполнение требований ООН к полной капитуляции, Иран продолжит сопротивляться международному давлению.
Тегеран продолжает поддерживать группировку «Хезболлах», которая, в свою очередь, угрожает Израилю и дестабилизирует Ливан. Мало что говорит о намерении США воспрепятствовать снабжению «Хезболлах», которое осуществляется через Сирию. Похоже, нет желания вбить клин между Ираном и Сирией и попробовать челночную дипломатию между Тель-Авивом и Дамаском, чтобы ускорить передачу Сирии Голанских высот. Это могло бы быть сделано посредством соглашения по модели кэмп-дэвидских договоренностей между Израилем и Египтом от 1978 года, которые привели к уходу Израиля с Синайского полуострова.
Наконец, Иран продолжает тренировать и снабжать шиитских экстремистов в Ираке, которые разжигают межобщинное насилие и убивают американских солдат. Хотя в триаде иранских угроз главными остаются его ядерные амбиции, больше других подвигнуть американских политиков на смелый новый курс должна напряженная ситуация с безопасностью в Ираке.
Увеличение численности американского контингента позволило значительно сократить уровень насилия в Ираке. Отчасти успешность этой стратегии была обусловлена желанием коалиции заключить сделку с бывшими суннитскими повстанцами, что позволяет американским и иракским военным сосредоточиться на «Аль-Каиде» и других «непримиримых». Закрепить достижения в сфере безопасности от увеличения американского контингента можно было бы с помощью применения подхода «разделяй и властвуй» на стратегическом уровне – посредством заключения сделки с Ираном.
Иранцы продолжают готовить и поддерживать шиитские «Специальные группы» в Ираке, которые несут смерть. Если бы кто-то спросил генерала Дэвида Петреуса, снизится ли значительно уровень насилия в Ираке в случае быстрого и полного вывода иранских сил «Кудс» из этой страны, он бы, вероятно, ответил утвердительно.
Успех увеличения численности американского контингента подкрепляет переговорную позицию США, но он будет убывать по мере сокращения американского военного присутствия. Настало время проявить решительность и политическую прозорливость. Соединенные Штаты должны предложить Ирану следующее. В обмен на быстрый вывод иранских сил «Кудс» из Ирака США: 1) откажутся от своей политики по смене режима в Иране; 2) объявят о готовности немедленно нормализовать дипотношения с Ираном; 3) предложат многосторонние переговоры для достижения рамочного соглашения о мерах, направленных на обеспечение доверия и безопасности в регионе.
Этот шаг, который приветствуют союзники США, поможет ослабить напряженность, выйти из нынешней тупиковой ситуации вокруг ядерной программы Ирана, поддержать умеренные силы в Иране, укрепить региональную безопасность, подготовить условия для достижения успеха в Ираке и спасти американские жизни.
Вашингтон