Иртыш – одна из тех рек, на которую есть виды не только у России и Казахстана, но и у Китая.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Нехватка воды – одна из острых проблем Центральной Азии. Последнее место среди стран СНГ по обеспеченности водой занимает Казахстан. Практически половина объема возобновляемых водных ресурсов республики формируется за ее пределами – в Китае, Узбекистане, России и Киргизии. Поэтому урегулирование вопросов совместного использования трансграничных рек имеет для Казахстана стратегическое значение. О том, как Астана выходит из сложившегося положения, «НГ» рассказал министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков.
– Нурлан Абдильдаевич, какие проблемы существуют у Казахстана во взаимоотношениях со странами Центральной Азии в сфере рационального использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек?
– В настоящее время действия Казахстана по урегулированию проблем водопользования с соседними странами строятся на основе международных правовых актов и прежде всего Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер, ратифицированной республикой в 2000 году. Китай, Таджикистан, Туркмения, Киргизия и Узбекистан пока не являются участниками таких международных соглашений.
Наиболее острые противоречия возникают по поводу режима работы Токтогульского водохранилища – крупнейшего во всей Центральной Азии. Здесь столкнулись интересы трех государств – Киргизии, Узбекистана и Казахстана.
Использование Бишкеком Токтогульского водохранилища в энергетическом режиме привело к ряду существенных негативных последствий в регионе.
– Часть территории Казахстана расположена в кризисной зоне – в низовьях реки Сырдарьи┘
– Бассейн Сырдарьи охватывает территорию четырех республик: Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. Водные ресурсы этой реки формируются в основном за пределами нашей страны. Свыше 74% приходится на Киргизию, около 14% – на Узбекистан, около 3% – на Таджикистан, на долю Казахстана – 9%. Воды Сырдарьи после постройки в 1965–1985 годах в верховьях реки каскада водохранилищ используются по максимуму. Самые крупные из них – Токтогульское в Киргизии и Шардаринское в Казахстане. В нижнем течении Сырдарьи из-за повышенного водозабора сток резко уменьшился, что привело к катастрофической ситуации в районе Аральского моря.
Шардаринское водохранилище обычно заполнялось к началу вегетационного периода в мае. В течение летнего сезона вода использовалась для орошения. Минимальный объем водохранилища достигался к концу августа – началу сентября. Затем оно снова начинало заполняться. Токтогульское водохранилище до 1990 года работало в ирригационном режиме. Сброс воды из водохранилища производился в основном в весенне-летний период и составлял около 75% общего расхода. В последнее десятилетие для выработки необходимой Киргизии электроэнергии вода, как правило, сбрасывается в зимние месяцы. В результате резко изменилось внутригодовое распределение стока Сырдарьи. Вместо относительно низкого уровня в холодное время года проходят значительные зимние паводки, а водообеспечение Южного Казахстана в теплый период резко ухудшилось.
Возникшую проблему проще всего было бы решить путем восстановления ирригационного режима Токтогульского водохранилища, но для этого надо придумать, как обеспечить дополнительной электроэнергией Киргизию.
– А как развивается сотрудничество с Россией в этой сфере?
– Территории Казахстана и России связаны между собой несколькими трансграничными реками, основные из которых – Урал, Иртыш, Ишим, Тобол. Учитывая это обстоятельство, в августе 1992 года в Оренбурге было подписано межгосударственное соглашение между РК и РФ о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов. На основе этого документа создана казахстанско-российская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.
График наблюдений за состоянием качества воды трансграничных рек с Россией ежегодно утверждается решением совместной комиссии. Мониторинг гидрологического режима и качества воды трансграничных водотоков осуществляют на территории Российской Федерации ФГУ «Обь-Иртышское УГМС», Тюменский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а в Казахстане – Центры гидрометеорологии Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Кустанайской и Западно-Казахстанской областей. Периодичность отбора проб и определения расходов воды в пограничных створах едины для России и Казахстана.
Следует отметить, что в водных отношениях Казахстана с Россией имеются не разрешенные на сегодня проблемы. Одна из них – по трансграничным рекам Большой и Малый Узень, берущим начало у наших соседей. В Западно-Казахстанской области, граничащей с Саратовской областью, сложилась критическая экологическая ситуация и ощущается острая нехватка водных ресурсов в этих реках для водообеспечения населения и животноводства в 18 сельских округах Казталовского, Жангалинского и Жаныбекского районов. В связи с этим требует решения вопрос об увеличении поступления из России волжской воды через систему водохранилищ в Большой и Малый Узень. Однако, несмотря на острый дефицит воды в Западном Казахстане, в Саратовской области на реках Большой и Малый Узень дополнительно возведены три плотины.
– А не угрожает ли повышенная активность Китая экономической и экологической безопасности Казахстана?
– Руководство КНР заявило об ускорении масштабного освоения Западного Китая, являющегося одним из наиболее отсталых регионов страны. В рамках этого плана в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе Китая завершается строительство канала Черный Иртыш–Карамай, по которому часть вод из верховьев Иртыша будет перебрасываться в район нефтяного месторождения близ города Карамай. Планируется и увеличение забора воды в верхнем течении реки Или для нужд сельского хозяйства.
Цель переброски части вод Или и Иртыша – обеспечить водными ресурсами быстро развивающийся экономический район, где наблюдается рост промышленности, прежде всего нефтяной, а также строятся новые населенные пункты. Кроме того, в Синьцзяне планируется значительно увеличить посевные площади под зерно и хлопок. С введением объекта в эксплуатацию китайская сторона намерена осуществлять ежегодный забор воды из Иртыша в объеме 0,5–1 куб. км. В перспективе возможно увеличение водозабора до 2–4 куб. км.
Это может иметь серьезные последствия для экономики и экологии не только Казахстана, но и России. При существующих источниках загрязнения водозабор из Черного Иртыша приведет и к ухудшению качества воды и состояния экосистемы реки Иртыш, которое уже сейчас оценивается как неблагополучное.
К аналогичным последствиям может привести отвод воды из другой трансграничной реки – Или, которая обеспечивает 80% притока воды в озеро Балхаш. В настоящее время забор воды из Или в пределах СУАР КНР осуществляется в объеме 3,5 куб. км в год. В ближайшие годы он может возрасти до 5 куб. км, что вызывет обмеление и засоление озера Балхаш.
Взаимодействие Казахстана с КНР по управлению водными ресурсами бассейнов рек Или, Иртыш, Эмель в настоящее время регулируется решениями казахстанско-китайской комиссии по использованию и охране трансграничных рек. Важным результатом сотрудничества является разработка проекта совместного гидроузла «Достык» на пограничной реке Текес, строительство которого намечено на ближайшие годы.
Астана