С избранием нового президента РК Димитриса Христофиаса многие связывают надежды на объединение Кипра.
Фото Reuters
Признав провозглашенную в одностороннем порядке независимость Косово, Турция одновременно нанесла удар по курдскому сепаратизму и вновь выступила в поддержку объединения Кипра.
В начале месяца в турецкой столице с визитом побывал президент Ирака Джаляль Талабани и встретился с коллегой Абдуллой Гюлем. Два лидера обсудили итоги недавно завершившейся военной операции против курдов-сепаратистов, которую армия Турции провела в том числе и на территории иракского Курдистана. Президенты много говорили о развитии добрососедских отношений и о сотрудничестве во имя сохранения территориальной целостности обоих государств.
Почти одновременно с Талабани в Анкаре оказалась и Дора Бакоянни – министр иностранных дел Греции. Основной темой ее переговоров с главой турецкого МИДа Али Бабаджаном была кипрская проблема. В результате политического кризиса, обернувшегося масштабным кровопролитием, в начале 70-х годов Кипр раскололся на северную и южную части, населенные турками и греками соответственно.
Инициативы по урегулированию кризиса до сих пор не имели успеха. Кипр оставался разделенным на Республику Кипр (РК), которая при поддержке Афин стала полноценным государством, и Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), признаваемую только Анкарой. Теперь, похоже, настало время для очередной попытки решить проблему. Во всяком случае, Бабаджан и Бакоянни уверены, что для этого сейчас «открылась настоящая возможность».
Не упустить ее постараются глава администрации ТРСК Мехмет Талат и недавно избранный президент РК Димитрис Христофиас. Историческая встреча лидеров двух кипрских общин – первая за несколько лет – должна состояться на этой неделе. Накануне каждый из них навестил своих покровителей. Талат побывал в Анкаре (параллельно с Бакоянни), где был принят на самом высоком уровне – президентом Гюлем и премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. В то же самое время с греческим руководством беседовал Христофиас.
В итоге было решено, что главы обеих частей расколотого острова проведут переговоры в период с 17 по 23 марта. Организацию встречи взяли на себя миротворческие силы ООН на Кипре. Она должна пройти в их же штаб-квартире, расположенной в буферной зоне в гостинице Ledra Palace в Никосии (Лефкоше).
Решению подлежат весьма серьезные проблемы. Напомним, что в 2004 году по результатам проведенного референдума греки-киприоты отвергли план ООН по объединению Кипра, тогда как турки-киприоты поддержали его. Возможность восстановления единства острова остается на повестке дня и сейчас, однако вопрос государственного устройства по-прежнему чрезвычайно спорный. В том числе и в геополитическом плане.
Тут есть два важных и во многом взаимосвязанных момента – турецкое военное присутствие в ТРСК и стремление Турции в Европейский союз. РК является членом ЕС. В случае объединения в состав Евросоюза автоматически должна войти и турецкая часть острова. При таком раскладе Анкара будет вынуждена вывести свои войска. За готовность отозвать солдат и в целом за содействие мирному процессу на Кипре Афины устами Бакоянни уже обещали Турции поддержку в ее стремлении к членству в ЕС.
Подобный сценарий в целом Анкару должен устраивать. Турки могут получить двух новых союзников в деле вступления в Евросоюз – Грецию и Кипр, и даже что-то вроде собственного «анклава» в составе ЕС (см. «НГ» от 11.12.06). Правда, «анклав» этот подразумевает сохранение действительно сильного политического и экономического влияния со стороны Турции в ТРСК. Тут-то упомянутый вопрос государственного устройства и становится ключевым.
Коммунист Христофиас пришел к власти под лозунгом: «Да здравствует кипрский народ, да здравствует воссоединение острова!». С победой его тут же поздравил Талат, заявив, что теперь «разрешение кипрского вопроса к концу 2008 года вряд ли будет сюрпризом». Впрочем, обоюдная готовность к диалогу вовсе не гарантирует успеха. Уже сейчас ясно, что греческая сторона не намерена форсировать события.
Турки-киприоты стремятся к началу прямых и конкретных переговоров по разрешению кризиса. Греки же, в свою очередь, хотели бы возобновления так называемого процесса Гамбари. Речь идет о соглашении, достигнутом между сторонами в июле 2006 года при посредничестве Ибрагима Гамбари (тогда заместитель генсека ООН), которое подразумевает создание межобщинных технических комитетов и двусторонних рабочих групп для подготовки к новому раунду кипрского урегулирования.
Эти органы так и не приступили к работе. Теперь руководство ТРСК считает, что и само их создание утратило смысл. Комиссии и группы лишь затянут процесс, отметил Талат, призвав к решительным шагам. «Если весь мир признает, что урегулирование необходимо, то скорее всего будет и новая инициатива, пусть она окажется и последней», – подчеркнул он.
На прошлой неделе повестку предстоящих переговоров обсудили спецпредставители Талата и Христофиаса. Их консультация состоялась также в штаб-квартире миротворческих сил ООН в Никосии. Стало ясно, что, даже если лидеры двух общин действительно начнут диалог, прорыва ожидать не стоит. Первая встреча будет ознакомительной.
Туркам-киприотам необходимо выяснить, насколько новое руководство греческого юга отличается от предыдущего и готово к компромиссам. Грекам-киприотам, со своей стороны, интересно знать, насколько политические перемены в Анкаре сказались на позициях ТРСК и на какие уступки она готова. В любом случае положительный фон уже создали оптимистические результаты переговоров Турции и Греции. Ведь именно от них во многом зависит дальнейшая судьба острова.
Тем временем вице-президент США Ричард Чейни намерен на этой неделе посетить Анкару, чтобы обсудить ситуацию в Ираке. Очевидно, Чейни желает лично услышать от турецкого руководства, что именно обещано иракскому лидеру Джалялю Талабани, посетившему столицу Турции незадолго до американского гостя.