Таможенные сборы пополняют бюджеты бывших советских республик.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Как транзитная страна, Белоруссия не может не уделять внимания дорогам. Конечно, до европейского уровня белорусским трассам еще далеко. Для поддержания в рабочем состоянии и дальнейшего развития дорожного хозяйства правительство задействует государственную программу «Дороги Белоруссии». Нынешняя рассчитана на 2006–2015 годы. Предыдущая – действовала в течение 1997–2005 годов.
Наличие госпрограммы подразумевает в первую очередь бюджетное финансирование. Деньги для этого государство собирало со всех субъектов хозяйствования. Каждый месяц они должны были уплачивать специальный сбор в дорожный фонд в размере 1% от выручки предприятия. С этого года такой сбор отменен, финансировать программу придется за счет бюджета. Всего на ее реализацию предполагается затратить около 10 млрд. долл. Оценивая эффективность прежней программы, чиновники констатировали, что на рубль вложений удалось получить по два с половиной рубля.
Внимание Минска к дорогам не случайно. Их состояние – один из факторов ее конкурентоспособности как транзитной территории. Белоруссия находится на пути из Западной и Центральной Европы в Россию и государства Азии (направление Восток–Запад); из Скандинавии на Украину, в Молдавию, Балканы, Турцию и страны Ближнего Востока (направление Север–Юг). Через Белоруссию пролегают два больших транспортных коридора: Берлин–Брест–Минск–Москва–Нижний Новгород (2-й Критский) и два ответвления 9-го Критского коридора. Один – Калининград/Клайпеда–Вильнюс–Минск–Гомель–Киев (Одесса)–Кишинев–Бухарест–Александруполис (Греция). Второй – Хельсинки–Санкт-Петербург–Витебск–Гомель–Киев (Одесса)–Бухарест.
Всего, по данным департамента «Белавтодор», в Белоруссии насчитывается 80 тыс. км автотрасс, из них почти 71 тыс. км имеют твердое покрытие.
Протяженность железной дороги Белоруссии – 5,5 тыс. км. Транзит составляет треть всех перевозок Белорусской железной дороги.
По данным Министерства статистики Белоруссии, в 2007 году всеми видами транспорта общего пользования перевезено 232,8 млн. тонн грузов, что на 6,2% больше, чем в 2006 году. Транспортные услуги занимают 76% в общем объеме экспортируемых страной. За их счет формируется положительное сальдо во внешней торговле услугами (1,2 млрд. долл.). О большей конкурентоспособности транспортных услуг Белоруссии по сравнению с товарами говорит тот факт, что внешнеторговый баланс страны в целом отрицательный (2,7 млрд. долл.), а отрицательное сальдо в торговле товарами достигло 3,9 млрд. долл.
Минск