Реализация в Азербайджане углеводородных проектов и приток в республику нефтедолларов позволили властям в последние годы взяться за приведение в порядок транспортных коммуникаций. Эта важная миссия возложена на образованное несколько лет назад Министерство транспорта.
Автомобильные трассы страны общего пользования включают дороги республиканского (6914 км) и местного значения (18 099 км). На этих маршрутах имеются 2071 мост и перевалы длиной 43 279 м.
Начало строительства в Азербайджане в 1880 году железной дороги и ее дальнейшее развитие тесно связано с добычей нефти и ее переработкой. Сегодня железнодорожные линии Азербайджана составляют более 2 тыс. км. Дорога имеет 176 станций, из них две – Баладжарская и Ширванская – являются крупными автоматизированными горочными сортировочными пунктами. 12 станций имеют контейнерные площадки, оборудованные необходимыми машинами и механизмами. А три станции (Кешля, Гянджа и Хырдалан) способны проводить операции с крупногабаритными контейнерами.
За период реализации программы ТРАСЕКА из различных финансовых институтов (Европейский банк реконструкции и развития, кувейтский Фонд экономического развития, Исламский банк развития, Всемирный банк и др.) республике было выделено 258 млн. долл. Еще около 14 млн. евро предоставил Евросоюз на финансирование инвестиционных проектов. Все это позволило привести в соответствие с международными стандартами как автомобильные, так и железнодорожные дороги страны, увеличить грузопоток.
Так, по центральному сегменту коридора Восток–Запад (Азербайджан–Грузия) в январе-ноябре 2002 года всеми видами транспортных средств было перевезено 55 млн. тонн различных грузов, что на 10,6% больше по сравнению с аналогичным показателем 2001 года. Объем грузоперевозок через транспортный коридор ТРАСЕКА в 2002 году увеличился в 12 раз по сравнению с 1996 годом. В последующие годы эта тенденция продолжалась.
Наряду с этим Азербайджан сегодня участвует в реализации двух крупных проектов – Север–Юг и строительства железнодорожной линии Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку. Первый из них предполагает создание транспортного коридора Россия–Азербайджан–Иран с выходом на Индию и Пакистан. Что же касается второго, то его реализация позволит обеспечить перевозку в год 10–15 млн. тонн грузов из Японии и Китая в Европу – через Азербайджан, Грузию и Турцию.
Баку