95% всех перевозок Киргизии осуществляется по автомобильным магистралям. Общая протяженность автомобильных дорог в республике составляет 34 тыс. км, из которых твердое покрытие имеют лишь 7 тыс. Около половины всех грузов проходят по магистралям Бишкек–Нарын–Торугарт (Казахстан–Китай) и Ош–Сары-Таш–Исфана (Узбекистан–Таджикистан). Страна является перевалочной базой для китайских товаров. В 15 км от столицы находится крупнейший в Центральной Азии оптово-розничный рынок «Дордой». Отсюда продукция китайской промышленности идет в Казахстан, Россию, Европу. По словам премьер-министра республики Игоря Чудинова «мы, наверное, всех снабжаем китайскими товарами». Также по территории Киргизии проходит один из трех основных транзитных путей транспортировки наркотиков из Афганистана. В настоящее время Киргизия торгует с сотней стран мира, но почти половину товарооборота страны с зарубежными партнерами занимают государства – члены ЕврАзЭС.
Лишь 1% от объема торговли между Европой и Азией идет через Киргизию. Происходит это из-за слабости транспортной инфраструктуры, политической нестабильности, сложности процедуры перехода границ. Для Киргизии, где основная статья доходов государства (55%) – таможенные сборы, развитие транспортной сети имеет особое значение.
В результате обследования более 4 тыс. км дорог Киргизии Минтранс пришел к выводу – 2/3 магистралей находятся в неудовлетворительном состоянии, а восстановление асфальтового покрытия 1/5 дорог «практически невозможно». Ремонт, осуществляемый на бюджетные средства, недостаточен. Помогают в этом международные организации.
Платных дорог в Киргизии нет. В отдельных регионах страны с проезжающих взимаются экологические сборы. Через некоторое время ситуация может измениться – государство намерено ввести практику сбора средств за проезд по магистралям сначала с зарубежных автоперевозчиков, а чуть позже и с отечественных. Также платной должна стать дорога, которую строят казахские инвесторы. Она напрямую свяжет южную столицу Казахстана Алма-Ату с озером Иссык-Куль.
В то же время страна находится в железнодорожном тупике. На юге железная дорога идет в Узбекистан, на севере – в Казахстан, а внутренней сети нет. Подвижной состав практически исчерпал свой ресурс. Отчасти положение выправили поставки пассажирских вагонов из России. Киргизия – донор трудовых ресурсов, забитые мигрантами поезда отправляются из Бишкека в Россию практически каждый день. Объемы пассажирских и грузоперевозок растут с каждым годом.
Отдельную надежду Бишкек уже 10 лет возлагает на строительство железнодорожной магистрали Китай–Киргизия–Узбекистан. Однако из-за противоречий между участниками проекта и недостатка финансов идея создания нового транспортного коридора, который соединил бы Китай с Европой и Ближним Востоком через Центральную Азию, проект пока не реализован. По предварительным оценкам, в случае постройки магистрали Киргизия ежегодно могла бы получать только от транзита грузов 200 млн. долл. Сегодня международные переговоры по данному вопросу продолжаются.
На ближайшие 10 лет рассчитана программа Азиатского банка развития «Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество», согласно которой в Киргизии за 10 лет планируется воплотить в жизнь 11 инвестиционных проектов (5 из них – автодороги, 4 – железнодорожный транспорт и 2 – воздушный транспорт) на сумму около 1,6 млрд. долл. По оценкам экспертов, географическое положение Киргизии позволяет ей стать мостом между севером и югом континента, в частности соединив Туркестано-Сибирскую железнодорожную магистраль с автомобильными маршрутами через перевалы Барогиль, Хунджераб и Каракорум. Это даст возможность стране стать транспортным коридором между Западом и Востоком, Севером и Югом, связав два крупнейших рынка.
Бишкек