Канцлер ФРГ Ангела Меркель разъяснила премьеру Лихтенштейна Оттмару Хаслеру, как следует вести финансовые дела.
Альпийское княжество Лихтенштейн стало в эти дни объектом пристального внимания как общественности, так и правительств многих стран.
Началось все с Германии. В середине февраля стало известно, что ее внешняя разведка Бундеснахрихтендинст (БНД) выкупила у некоего анонимного информанта за 5 млн. евро диск с данными о зарубежных вкладчиках лихтенштейнского банка LGT (Liechtenstein Global Trust), уводящих через него свои доходы от национальных налоговых органов. Сведения были переданы прокурорским и следственным органам. Под подозрением оказались около 1000 состоятельных лиц, в том числе некоторые громкие имена немецкого делового мира.
Возник крупнейший в истории ФРГ финансово-налоговый скандал. Он обрел политическое звучание и не мог рассматриваться лишь в рамках юстиции. Несмотря на плотный график, федеральный канцлер Ангела Меркель выкроила время для приема в своей берлинской резиденции главы лихтенштейнского правительства Оттмара Хаслера. Встреча состоялась в последней декаде февраля. Бундесканцлерин предъявила собеседнику набор требований. Княжеству через премьер-министра Хаслера было настойчиво рекомендовано присоединиться к документам ЕС, предусматривающим борьбу с финансовым мошенничеством.
В свое время США добились от Вадуца обязательства сообщать об американцах, переводящих свои деньги в банки княжества. Теперь того же хочет от Лихтенштейна Берлин в отношении своих граждан. Иначе, намекнула бундесканцлерин, в бундестаге могут возникнуть трудности с ратификацией соглашения о присоединении Лихтенштейна к Шенгенской зоне. Кроме того, по сведениям немецкой прессы, Германия может ограничить финансовые дела с княжеством, либо обязав немецких участников информировать о трансфертных акциях, либо обложив эти переводы специальным налогом.
От Берлина до Канберры
В минувшую среду стало известно, что информация о банковских джунглях LGT, опавшая в руки БНД, содержала не только немецкие фамилии тайных вкладчиков. Правительство ФРГ поделилось имеющимися сведениями с соответствующими странами. Так германо-лихтенштейнский скандал стал перерастать едва ли не в глобальный.
Налоговая служба США (IRS) уже завела более сотни следственных дел на американских граждан, подозреваемых в причастности к лихтенштейнской афере. По словам влиятельного сенатора-демократа Карла Леви, «совершенно очевидно, что в банке LGT, принадлежащем княжеской семье, имеется множество тайных счетов, на которых спрятаны состояния тысяч граждан со всего мира».
Сведения о таких махинациях через «налоговый рай» Лихтенштейна получили как минимум десять столиц. По заявлению французского министра бюджета Эрика Верта, в афере замешаны сотни граждан его страны. То же самое признал заместитель министра экономики Италии Винсенто Виско, сообщивший, что в списках, полученных Римом, значится «большое число» итальянцев. Информацию о счетах своих граждан в Лихтенштейне получили Швеция, Дания и ряд других европейских стран.
Условия, предлагаемые LGT, были привлекательны даже для далеких австралийцев. Налоговые власти Австралии сообщают о расследовании в отношении 20 граждан, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов с помощью лихтенштейнских финансовых институтов. Причем предполагаемая сумма не взысканных с них налогов составляет от 200 тыс. до нескольких миллионов австралийских долларов.
Одна тысяча цумвинкелей
Тем временем в Германии следственные механизмы прокуратуры и налоговых органов работают на больших оборотах. Прокуратура Бохума сообщила, что уже проведены обыски в домах и офисах 150 подозреваемых по лихтенштейнскому делу. 90 их них признались в налоговых прегрешениях и возместили налоговой службе почти 30 млн. евро.
Главным героем аферы стал Клаус Цумвинкель – председатель правления почтового концерна Deutsche Post, годовой оборот которого превышает 60 млрд. евро, а чистая прибыль почти 4 млрд. До середины февраля, когда после обыска его кельнской виллы глава почт был препровожден для допроса в прокуратуру Бохума, он был одним из самых авторитетных германских руководителей.
Все это произошло в самый неподходящий момент для «большой коалиции», когда в стране и без того идут острые дискуссии по темам коррупции и социальной справедливости. Они вызваны сведениями о заоблачных зарплатах и других доходах высших менеджеров. Даже в кругах ряда партий эти выплаты считают завышенными и незаслуженными. А общественности такие настроения присущи еще более.
Правительство и большой бизнес вынуждены прибегнуть к профилактическим усилиям по предотвращению чрезмерного «разогрева» ситуации. Одной из таких мер был ультиматум, поставленный Меркель руководству Лихтенштейна. Он должен показать, что ее кабинет, невзирая на лица, категорически против налогового мошенничества. Со своей стороны руководители предпринимательских объединений заверяют, что боссы вроде Цумвинкеля – исключение из правил.
Тем не менее, характеризуя скандал, виднейший деятель ХДС министр внутренних дел Вольфганг Шойбле заявил: «Эти люди ломают все. Плохо, если элиты более не сознают, что обязаны соблюдать закон. Угроза доверию к социальной рыночной экономике сейчас исходит даже не столько от профсоюзов, сколько со стороны этой части экономической элиты».
Вадуц в осаде, но не сдается
Княжество Лихтенштейн, зажатое между Австрией и Швейцарией, давно известно как «налоговый рай», надежный европейский «сейф» для скрываемых капиталов и место проведения финансовых махинаций. Иностранцы могут создавать в нем через подставных лиц фонды, облагаемые мизерным годовым сбором в 1000 швейцарских франков, а фонды, в свою очередь, имеют право открывать счета в любой точке мира, на которых их тайные владельцы держат спрятанные от фиска деньги. По разным данным, в Лихтенштейне, насчитывающем всего 35 тыс. жителей, зарегистрировано от 75 до 80 тыс. таких фондов, называемых также «почтовыми ящиками».
За всей этой деятельностью стоит банк LGT, располагающий активами около 100 млрд. швейцарских франков. Он принадлежит княжескому клану во главе с главой государства Хансом Адамом II фон Лихтенштейном. Его младший брат принц Филипп фон унд цу Лихтенштейн состоит президентом наблюдательного совета LGТ, а один из сыновей – главой финансовой группы. А наследный принц Алоис заботится о делах государства, обеспечивая условия для беспрепятственного бизнеса.
Вот почему княжеский дом так заботится об охране тайны вкладов и фондов и сохранении налоговых «приманок», способствующих бегству иностранного капитала в Лихтенштейн. В одном из редких интервью князь Ханс Адам II сочувственно отозвался о тех, кто уклоняется от налогов, сравнив их с политическими беженцами. Неприкрыто гневно реагировал на разоблачительные известия из Германии наследный принц Алоис. Он заявил, что банковская информация куплена «у вора» и пожаловался: большое государство, мол, ведет нападки на княжество.
Выехавший в Берлин глава правительства Лихтенштейн Оттмар Хаслер попытался в разговоре с Меркель смягчить тональность полемики. При этом он пообещал «провести реформы», которые введут княжество «шаг за шагом в европейские правовые рамки». Но пока Вадуц, похоже, уходит в глухую оборону.
После визита в Берлин тот же Хаслер поведал газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что княжество не изменит основ своей налоговой политики. Отказ от преследования иностранных налогонеплательщиков так и останется «традицией» Лихтенштейна. А что касается пресловутых фондов, через которые в основном и проворачивают свои дела махинаторы, то, сказал премьер, «мы хотим сохранить имеющуюся конструкцию».
Немецкая газета прокомментировала это как свидетельство того, что «одно правительство пытается морочить голову другому». В свете такой оценки следует ожидать, что германская осада Вадуца будет продолжаться. Причем при международной поддержке.